В январе этого года правительство Абхазии приняло решение о передаче местным религиозным организациям в безвозмездное бессрочное пользование 44 объектов историко-культурного наследия. «Абхазской церкви» будет передано 42 храма, католической общине Абхазии – римско-католический приход римско-католической церкви святого Апостола Симона Канонита в Сухуми, Евангелистской лютеранской церкви – кирха святого Иоанна также в Сухуми. Однако вопрос о выделении земельного участка под строительство мечети так и остался нерешенным, пишет «Вести Кавказа».
В очередной раз вопрос о роли и перспективах ислама в Абхазии встал осенью прошлого года, когда в результате обстрела в Гудауте здания, используемого местной мусульманской общиной в качестве мечети, один человек был убит и еще двое ранены (это уже шестой инцидент вокруг мусульманской общины Абхазии за последние несколько лет). Тогда в ходе «круглого стола», организованного Духовным управлением мусульман Абхазии была выдвинута инициатива о создании Межрелигиозного совета, а также в очередной раз поднимался вопрос о необходимости принятия закона о религии в Абхазии. После июльского инцидента с покушением на имама сухумской мечети и последующего обстрела мечети в Гудауте, стало очевидным, что это целенаправленные акции против мусульман Абхазии, тем не менее никаких конкретных шагов по решению этого вопроса абхазские власти не предприняли – закон о религии не был принят, Межрелигиозный совет не был создан, а дела так и не были раскрыты. Таким образом, можно сделать вывод, что абхазские власти либо не придают особенного значения этому вопросу, либо по каким-то причинам откладывают его решение на неопределенный срок.
Несмотря на то, что официальной статистики по количеству мусульман также как и по представителям других конфессий в Абхазии нет, по данным, которые озвучивают абхазские власти, около трети этнических абхазов считаются мусульманами. В основном это жители и выходцы Гудаутского района, так называемые бзыбские абхазы. Их особенность в том, что они формально мусульмане, но религиозную духовную жизнь не проповедуют и не ведут. Они не посещают мечеть, лишь частично соблюдают мусульманские традиции. По данным ДУМ, около 350 абхазов – мусульман регулярно посещают мечеть. Однако есть еще мусульмане-репатрианты, их около трех тысяч человек, которые ведут активную духовную жизнь. Вопрос о выделении земли под строительство мечети поднимался неоднократно и до 2008 года, но после признания Абхазии Россией, когда абхазские власти заявили о своем намерении содействовать возвращению изгнанников-махаджиров, встал особенно остро. Основная часть зарубежной абхазской диаспоры проживает в Турции (ее численность оценивают в 400-800 тысяч человек), практически все они являются мусульманами. В самой Абхазии, население которой насчитывает около 300-350 тысяч человек, абхазов около 80-85 тысяч.
Репатрианты могут улучшить довольно тяжелую демографическую ситуацию, но необходимо учитывать тот факт, что возвращение махаджиров это одновременно и возвращение ислама, причем не в той «нейтральной» форме, к которой привыкли абхазы. Те стратегические цели, которые официально ставит руководство Абхазии, не могут быть достигнуты нынешними методами, а поставленные задачи по мере их выполнения будут неминуемо приводить к конфликтам. Как отмечает автор статьи Мария Платонова, по сути, перед Абхазией стоит выбор – «принять абхазов, исповедующих ислам и строить национальное государство, либо смириться с тем, что абхазы в Абхазии будут этническим меньшинством. И вопрос о строительстве мечети, кажущийся на первый взгляд не столь важным, с течением времени может стать ключевым для построения абхазской государственности».