Секретарь Совета безопасности Грузии Александр Ломая признал, что у Грузии не было шансов на победу в войне с Россией в августе.
«Грузинская армия не могла противостоять российской, и надежд на победу у Грузии не было…Основной политической задачей вооруженных сил Грузии в августе было противостоять российской армии в течение-четырех-пяти дней, чтобы дать время политикам задействовать дипломатические и политические механизмы и остановить агрессию», — заявил Ломая в понедельник на заседании временной комиссии парламента по расследованию августовских событий.
Секретарь Совбеза также отметил, что перед грузинской армией изначально не ставилась задача взятия Цхинвали или свержения сепаратистского режима.
Он опроверг сделанное в августе заявление командующего миротворческими операциями Минобороны Грузии, генерала Мамуки Курашвили о том, что грузинские войска получили приказ о наведении конституционного порядка в регионе. По словам Ломая, у Курашвили не было полномочий делать подобные заявления,
«Наши войска должны были нейтрализовать огневые точки на окраинах Цхинвали и продвинуться к Джава и Рокскому тоннелю, чтобы остановить входящие оттуда российские войска», — сказал секретарь Совбеза.
Говоря о работе Совбеза, Ломая сообщил, что в составленном до августовских событий рейтинге угроз на первом месте стояла возможность военной операции против грузинских сил в Кодорском ущелье. Угроза эскалации в Цхинвальском регионе рассматривалась в качестве вероятности следующим пунктом, и только на третьем месте предполагалось наступление российских войск с двух направлений и установление контроля над центральными трассами.
Также, по словам Ломая, грузинская сторона предполагала, что Минобороны России может задействовать до 8 тысяч личного состава в операции в Грузии, а в реальности эта цифра оказалась в несколько раз больше.
«У России было три стратегические цели: закрепиться в регионе в качестве силы, которая может менять карту и границы Европы, установить контроль за единственным в регионе альтернативным энергоресурсом и наказать Грузию за «плохое поведение»», — отметил Ломая.
Отвечая на вопросы о вооружении, использованном грузинской армией, секретарь Совбеза опроверг заявления о том, что грузинская армия применяла кассетные бомбы и «Град» против мирного населения. По его словам, «Град» использовался только в поселении Верхний городок в Цхинвали, которое не является гражданским, в самом городе для точечного подавления огневых точек использовалась установка «Дана».
Что касается кассетных бомб, подчеркнул Ломая, они применялись исключительно против военной силы и не использовались в населенных пунктах.
Среди ошибок грузинской стороны секретарь Совбеза назвал использование резервистов с Цхинвальском регионе в августе. По словам Ломая, «не было концептуального осмысления» их использования в зоне конфликта и того, с какими реалиями они могут столкнуться.
Говоря о ситуации в Ахалгори и прогнозах, Ломая отметил, что «на данный момент опасности российской агрессии нет, но есть одно «но» — непредсказуемость шагов России».
«Стопроцентной гарантии невозобновления российской стороной военных действий нет», — сказал секретарь Совбеза.
Ломая напомнил, что присутствие европейских наблюдателей в регионе снижает возможность эскалации и подчеркнул, что Грузия должна соблюдать международные соглашения. — © «Наша Абхазия», Грузия