ЕвроСоюз активно подключился к грузино-российскому конфликту и пытается довести до конца взятые обязательства, минимум выполнение 6 принципов достигнутого соглашения. Все страны-члены ЕС единогласно осуждают действия России и поддерживают Грузию. Несмотря на их активную поддержку, Россия не выполняет условия соглашение и в Грузии по прежнему остаются российские военные силы. В связи с этим вопросом ИА GHN беседовало с вице-премьером Болгарии, министром иностранных дел Ивайло Калфином, который заявляет, что «интеграция в НАТО выбор грузинского народа и тем, кому это не нравится, придется смириться».
Ивайло Калфин, вице-премьер Болгарии, министр иностранных дел:
— Абхазия, Южная Осетия и, в общей сложности Грузия, не при чем. Это началось очень давно — если припомнить выступление в 2006 году тогдашнего президента России, Владимира Путина на конференции в Мюнхене и все дальнейшие события рассмотрим в этом контексте, легко будет понять, с чем связано конкретное действие России. Россия годами была слабым государством, которое существенно утратило политическое влияние. Тенденции мировой эконоимки последних лет, в частности энергетическая потребность, экономику России существенно укрепила и соответственно у России появились амбиции, вернуть определенные позиции. Допустим, у нее верные амбиции, но с другой стороны важно, какими методами она пытается достичь своих целей. Если то, что произошло в Грузии, рассмотрим в контексте этих целей, однозначно можно сказать. что это абсолютно неприемлемое действие.
— Господин министр, грузино-российские отношения остаются главной темой мировой политики. В 21-м веке Европа реально ощутила угрозу, исходящую из России. Несмотря на активные действия ЕС, остаются много вопросов и проблемма по прежнему не решена. Какие реальных результатов надо ожидать в ближайшем будущем?
— ЕС призван решить ситуцацию в Грузии, и соответственно, та активность и усилия со стороны ЕС, надеюсь принесет результаты. Надеюсь, визит в Москву президента Саркози, Верховного коммисара ЕС Хавьера Соланы, а также председателя Еврокомиссии Хосе Мануэля Барозо, принесет желаемые результаты.
Хоть огонь и прекращен, но существуют взаимообвинения в связи с возвратом вооруженных сил на позиции 6 августа. Российская сторона заявляет, что Грузия не полностью выполняет план Саркози, тогда как, по утвержденипю грузинской стороны, и это остается фактом, что российские вооруженные соединения находятся в Поти и прилегающих населенных пунктах. Также требует уточнения определение буферной зоны, есть и другие детали.
— ЕС принял конкретные решения. В чем заключается их суть?
— Надеюсь в разрядке обстановки существенную роль будет играть представительная делегация наблюдателей ЕС и ОБСЕ. Евроструктуры активно подклюяатся к решению проблемм как в отношении Южной Осетии, так и Абхазии.
Сейчас главное, чтобы наблюдателям была предоставлена возможность выполнения соответствующих задач. На месте будет работать и представитель ЕС. Уверен, что результаты будут. Главная суть, конечно, решение проблеммы.
— Как Вы думаете, насколько необходимо было направить развитие событий в том направлении, перед результатами которых мы сегодня оказались?
— Когда конфликт принимает острые формы, главной задачей становится преостановление процесса. Для решения замороженных конфликтов существует множество средств и подходов. Я не говорю, что все они могут стать успешными, но нужен постоянный поиск и новые предложения для сторон. Тот путь, который выбрала Россия, и лдя меня и в общем, абсолютно неприемлем.
Не важно, кто спровоцировал переход замороженного конфликта в другую форму. Здесь важно то, что Россия приняла решение, своими вооруженными силами и мощью наказать маленькую страну. Разумеется, не только Грузия, но и любое другое маленькое государство не сумела бы справиться с Россией. Этим явлением нарешанаструктура мировой политики, которая в любом случае должна быть призвана к мирному решению проблеммы.
— На следующий же день с начала военных действий, с российской стороны стал звучать термин «геноцид». Есть ли у ЕС информация о фактах геноцида с одной или другой стороны?
— С обеих сторон речь идет о фактах вандализма, геноцида. Факт, что цифры, которые сразу же были озвучены российской стороной, имею ввиду 2000 погибших с осетинской стороны, на данном этапе не подтверждаются. Болгария активно подключилась к процессу. Мой заместитель был одним из первых, кто вошел в Гори. Когда есть желание узнать правду и разобраться в обстановке, всегда можно этого достичь. Хочу отметить хорошую работу руководства Грузии. В течении этого времени у меня было несколько встреч с министром иностранных дел Грузии. Говорил с премьер-министром и у нас имелась абсолютно достаточная информация, чтобы реально оценить создавшееся положение.
Сейчас существуют факты того, как не дают возможность мирному грузинскому населению, вернуться в свои дома или изгоняют их из своих домов. Остро стоит вопрос беженцев. Все это требует изучения и я уверен, что представители ЕС и Еврокомиссии, которые будут работать на месте, объективно изучат эти вопросы. Не надо скрывать и то, что во время конфликта при демонстрации хотя бы цифр жертв, и медия сыграла нежелательную роль.
— Одной из главных причин российской агрессии в отношении Грузии является и стремление Грузии к Североатлантическому альянсу. В Грузии ждут декабрьский саммит, каков будет результат?
— Болгария и до сих пор поддерживала интеграцию Грузии в НАТО и в дальнейшем будем поддерживать и активно работать в этом направлении. Наша позиция по этому вопросу однозначна — ни у кого нет права за Грузию и грузинский народ решать, членом какой организации стать. Это все хорошо должны понимать.
Интеграция в НАТО -выбор грузинского народа и тем, кому это не нравится, придется симриться. Мы не имеем никакого права, препятстовать или мешать этому выбору. Наоборот, Болгария будет рядом с Грузией не только в этом вопросе, но и в других вопросах, способствующих демократическому развитию Грузии.