… Самурзакань долго была яблоком раздора между Абхазией и Мингрелией, но охотнее переносила господство последней3″, так как мингрельцы и самурзаканцы составляют один народ» (И. Гогебашвили. Бунебис кари, 8 изд. Тифлис, 1894, с.287)», то из этого можно бы, пожалуй, вынести заключение, что самурзаканцев следует рассматривать как мингрельцев, подвергшихся значительной абхазизации, но еще не в такой степени, чтобы можно было говорить о решительной замене одного языка другим. Согласно с тем, что Вахушти (док. №108 -сост.) приводит на стр. 404 («География», на груз.яз. — сост.), мы должны допустить, что отношения языков между Ингуром и Эгриси (=0ходжа или Галидзга?) были те же самые, что между Ингуром и Рионом и действительно Броссе (Археологическое путешествие VIII рапорт, с.89, на франц.яз) называет жителей Самурзакани: «мингрельцами по происхождению, обычаю и языку», а равно и в заметке о исследованиях Цагарели (в Известиях Кавк. отд. Имп. Русск. Геогр. общ. V (1877(78) стр.192), мингрельский язык называется семейным и родным языком самурзаканцев, причем, мужчины знают также абхазский язык. Абхазское влияние могло сказаться и в чем-нибудь другом. Так, в «Новом словаре» (V, 558, на франц.яз.) Вивиена Сен-Мартена говорится: «Жители по происхождению грузины, но сильно подвергшиеся исламизации, они какбы образовали отдельное племя», что позаимствовано буквально из соответственной статьи «Геогр. — стат. Словаря» Семенова (т.IV, 1868). Ср. Гогебашвили стр. 288 и след: «хотя они теперь все христиане, но больше только по имени, чем на деле… Осталось также много языческих суеверий в Самурзакани». Потому, отношение между самурзаканцами и мингрельцами по ту сторону Ингура, более или менее похожи на отношение между аджарцами и гурийцами…