Сей Вахтанг [Горгасали]3 отдал кесарю Леону4 земли греков за рекой Эгриси5, а затем кесарь же дал в приданое супруге6 Вахтанга по ту сторону реки Эгриси землю и владели ею Хосроиды7. А затем, при Степанозе Багратиони кесарь Ираклий8 отобрал опять [землю] за рекой Эгриси и греки посадили своего эристава в Анакопии и назвали его эриставом абхазов. И менялись здесь эриставы. Во время же нашествия Мурвана Глухого эриставом в Анакопии был Леон. Тот Леон принял царей Мира и Арчила9, оказал им почести и служил как царям, после же отступления Глухого, тому Леону дал кесарь в наследство, и Арчил выдал за него дочь царя Мира и дал ему кесаревый венец в знак обещанной им покорности и служения. Однако после смерти того Леона сел эриставом в Анакопии сын брата сего Леона, то же по имени Леон. Этот Леван (или Леон — сост.) был сыном дочери хазарского царя, и так как греки были ослаблены агарианами, он с помощью хазар укрепил за собой эриставство свое и подчинялась ему вся Эгриси из-за родства с их царем, и оказывали ему почести; после же смерти Иоанна и Джуаншера отложился этот второй Леван и силою хазар и по повиновению эгрисцев овладел всей Эгриси за горой Лихи до [Черного] моря и Хазарии; и назвался царем абхазов, распространил название своего эриставства на Эгриси, после Рождества Христова 786, грузинского [хроникона] 6.10 И царствовали из них одиннадцать царей в Абхазии до Багратионов11…
Первый царь Леван, царствовал 20 лет (курсив Вахушти). Воцарившись, этот Леон, овладев всей Эгриси, назвал ее не Эгриси, а Абхазети (Абхазией) и разделил сию Эгриси, а отныне Абхазию, на восемь эриставств:
1. — Посадил над абхазами и дал ему Абхазию и Джикети до моря и Хазарской реки (т.е. до р.Кубани — сост.);
2. — Посадил в Цхоми и дал ему территорию за Эгриси -Анакопию с Аланией;
3. — Посадил в Бедиа и дал ему восточное [реки] Эгриси до Цхенис-Цкали;
4. — Так как к тому Леону присоединились доставшиеся Одзрахосу земли к югу от Чорохи, отложившись от эристава Одзрахоса, назвал [эту землю] Гурией и посадил там эристава своего;
5. — Посадил в Рача-Лечхуми;
6. — Посадил в Сванети;
7. — [Посадил] в Шорапани [владетеля] всей Аргвети к востоку от [рек] Риони и Ханис-цкали до Лихи;
8. — Посадил в Кутаиси [эриставом] Ваке, Окриба, земель к западу от Ханис-цкали до Гурии и западнее Риони до Цхенис-Цкали.
Он же построил город и крепость Кутатиси (Кутаиси — сост.) и сделал [там] резиденцию царя абхазов; подобно Анакопии, сделал сей Кутатиси вторым сильным [городом]. Надо предположить и освобождение им Абхазского католикоса, с соизволения же греков. Тот Леон закрепил за собой Абхазию и управлял [ею], и после благополучного царствования скончался христианской [эры] в 806 [году], в грузинский [хроникой] 26; и остались у него сыновья: Феодосии, Георгий и Дмитрий…12
О княжеских фамилиях [Грузии]. Древние фамилии [владетельных] князей следующие: Кобулисдзе, Донаури, Арелманели, Багуаши, он же Липаритисдзе, Марушисдзе,13 Кахаберидзе, Бакурисдзе, Абулели, Мхаргрдзели, Орбелиани, Качибадзе14, Варданисдзе, Гамрекели, Дзаганисдзе, Асатисдзе, Каричисдзе, Гагели, Самдзивари, Парджаниани, Нерсиани, Адарнасиани, Джуаншериани, Кавкасидзе, Джакели, Ирупакисдзе, Чолокашвили, Абазадзе15, Коринтели, Махатели, Насидзе. Шарвашидзе, Бурсели и многие другие, которые пишутся эриставами16…
Мачабели говорят, [что они] Анчапидзе17, пришедшие из Абхазии, однако они новые…
Относительно Абхазии. В Абхазии [сидит] тот же Шервашидзе, сам же владетель абхазов, ниже [него стоят] Анчападзе…
Царь Георгий18 подступил к Кутаиси… увидев это, Дадиани, Мамия[1] и Гуриели, эристав сванов [и владетель] Абхазии -Шарвашидзе явились к нему с большими дарами и благословили его царствование в Имерети и всей Георгии (Грузии — сост.). Затем [он] вступил в Одиши, оттуда в Абхазию; распорядился о [делах] тамошних, и крепости занял сам; а Цхумское эриставство передал Бедиели, так как и первоначально был Цхомским [эриставом]19…
Поскольку покорил и подчинил всю Грузию своей воле, и кавказцы были в его подчинении от Никопсии до Дарубанда…
А после царя Георгия воцарился его сын Давид (Давид IX -1346-1360 гг. — сост.). Собрались католикос-епископы и знать от Никопсии, Сперы до Дарубанда…
Нигде не находим больших построек, церквей и монастырей, или же драгоценных икон и крестов, на которых были бы имена других царей, кроме как: «Мы цари Грузии, либо Картли, либо Абхазии20, о которых писано на камнях, иконах и крестах.
В 1451 году от рождества Христова … прибыло пятьдесят катарг, полных воинами султана Мурада, сына Махмада21, разорили и опустошили Цхоми и Абхазию22 и все морское побережье. Повернули и уехали обратно. Узнав об этом, царь Георгий23 поспешно направился туда, но уже ничего не мог поделать. Все же он там заселил [людей] из коренных24, построил им укрепления; распорядился [делами] тамошними и вернулся в Гегути…
И произошел с того времени25 распад царства [Грузинского] на три [части]; ибо один царь сел в Имерети, один — в Кахети, и три [части]; ибо один царь сел в Имерети, один — в Кахети, и остальное досталось царю Картли; но и этим не удовлетворились — отложился и объявил себя независимым атабаг и овладел Саатабаго, что есть Самцхе — Кларджети, отделились также от Имерети Дадиани, Гуриели, Шарвашидзе и сваны и они закрепили свои владения. И до сего времени не произошло их объединение…
Царь Баграт26 овладел всей этой страной и опять объединил с Картли Абхазию и эр-кахов, и превратив все в одну державу, во время своего царствования; и была сия Иверия единое государство под властью и в подчинении одного царя до сына Георгия-Лаша — Давида, 264 года.
История страны Эгриси или Абхазии или Имеретии.
О названиях. Сия страна имеет три общих названия: первоначальное — Эгриси, второе — Абхазия и третье — Имерети. | Название Эгриси идет от Эгроса, сына Таргамоса27… И называлась так до того, как перевелись хосроиды. А Абхазией [называлась] благодаря Левану второму, который после Леона первого был I эриставом в Абхазии… Он же свое царство назвал Абхазией — и перенес название своего эриставства на Эгриси. Название же Имерети идет от Багратионов, ибо когда овладели всей Абхазией и всей Грузией, Картли они назвали Амерети, а Абхазию -Имерети,28 или же имеры и амеры… Сия [страна] — Абхазия или Имерети — делится на края [части], и названия этих мест опишем последовательно, в соответствующем порядке. Сидит у них (т.е. у западных грузин — сост.) свой католикос… Когда отложился Леон и назвался царем абхазов, тогда обессилены были и греки;
посредством сего Леона, или его преемников, по их прошению, освободился [католикос Абхазии] от [зависимости] греков, ибо название его также подтверждает это, так как называют католикосом Абхазским, а не — Эгрисским или имеретинским.
Тот [первый царь Грузии] Парнаоз29 находившегося в его | подчинении Эгриси разделил на два эриставства и поставил 1 Куджи29 эриставом Эгриси, которую построил Эгрос и назвал Бедиа, ибо нашел [он] счастье;30 и дал он Куджи [землю] к западу и северу от Риони, до моря и до реки Эгриси со всей Сванети.
В малолетство Вахтанга Горгасала греки отняли [у него] Эгриси и берег моря до Цихе-Годжи, однако впоследствии Вахтанг же десницей своей взял у греков Джикети вместе с Абхазией в пределы свои31, прийдя из Осетии…
Ту (чкондидскую церковь — сост.) построил восьмой царь абхазов Георгий.32
Границами Одиши являются [реки] Цхенис-цкали [на востоке]…, с запада — Черное же море и затем Малая Анакопийская гора,33 находящаяся с Кавказа на юг до [Черного] моря.
В Сенаки есть купольная церковь, величественная, место пребывания католикоса абхазов.
Севернее этой Дадис-цкали (Энгури — сост.), течет Эгрис-цкали (Галидзга — сост.), названная из-за Эгроса, сынаТаргамоса. Берет начало у Кавказа, течет к западу и впадает в [Черное] море, у Илори. А на берегу моря, на западном берегу этой реки, стоит Илорская церковь Святого Георгия. Восточное от нее протекает Эгриси, к западу — река Мокви, с юга — море, а с севера — равнина…
У этой реки Эгриси, в горах находится Эгри, куда впервые пришел Эгрос, сын Таргамоса и построил здесь город, занял свое владение. Однако его после назвали Бедией, [т.к.] первый [грузинский] царь Парнаоз возвел Куджи в эриставы [территории] западнее Риони, найдя [свое] счастье.34
А затем абхазский царь Леван [II] разделил [страну] так, что Цхумский эристав был другим, Бедийский — другим, Абхазский другим: так [и было] до царицы Тамар35. После же Русудан35 -эриставом Одиши был Дадиани, а Бедиели — остальной территории, но уже не Цхумского [эриставства]. Здесь же в Бедии, пятьдесят четвертый царь Баграт36 построил большую и великолепную купольную церковь… Посадил он [здесь] Одишского епископа; сидит он и поныне, являющийся пастырем земли между [реками] Дадис-цкали (Ингури — сост.) и Мокви. Сюда доставил [прах] того же царю Баграта Звиад Эристави и похоронил. К западу от той реки Эгриси течет с севера на юг Моквская река. Берет начало с Кавказских гор и впадает в море у Илори. В верховьях этой реки, на горе, стоит купольная великолепная Моквская церковь. Построил [ее] девятый царь абхазов Леон,37 богато украсив ее. Сидит [в ней] епископ, пастырь земель между рекой Кодори и рекой Мокви…
На берегу этой реки (Кодори — сост.), в Дранда, в горах стоит купольная, прекрасная, величественная церковь. Сидит [в ней] епископ, пастырь местностей между Кодори и Анакопией. Однако ныне в обеих этих [церквах] нет епископов из-за абхазов. К тому же, река Кодори, вытекающая из [гор] Кавказа до Дранды, течет с востока на запад, а от Дранды до моря — с севера на юг…
К западу от этой [реки] Кодори течет Цхомская река… У этой реки, на горе расположен Цхоми, и от него и называется так эта река. Цхоми был городом и эриставством, ныне же поселок. Западнее того Цхоми расположена Анакопия и ее маленькая река, которая вытекает с Кавказа и впадает в море так же с севера. Восточное той реки, на берегу моря находится город Анакопия. Его построили греки. Здесь же кесарь Ераклеос38 посадил эристава абхазов [владевшего землей] западнее реки Эгриси до моря. Был [сей] город превосходным, красивым, построенным над морем, а затем особенно он был возвеличенным Багратионами; около сорока колонн его и сегодня виднеются в море. Однако теперь [он] опустел; и граница между Одиши и Абхазией [проходила здесь]. К востоку от сей Анакопии от моря до гор, [местность] обнес стеной великой Леван Дадиани39 для того, чтобы [сюда] не переходили абхазы но [она] теперь бездействует. Одиши в длину простирается от гребня Кавказа до моря и от Цхенисцкали до моря, и еще — от Эгрисцкали до Анакопии…
В настоящее же время [территорию] до реки Эгриси занимают абхазы (курсив наш — сост.), а выше нее — южной стороной [владеет] Дадиани.
Запад от Анакопии есть Абхазия, сначала именовавшаяся также Эгриси40, ибо удел [земли] Эгроса простирается до моря, потому и была названа так. Однако после [ее] отпадения [от Эгриси], когда греки заняли [эту страну], они назвали ее Абаса, а грузины [именовали] Апхазети. Однако более вероятно предположить, что так она была названа сыновьями или внуками Эгроса. Границы Абхазии следующие: с востока — маленькая года западнее Анакопии, спускающаяся с Кавказа до моря; с западной стороны — море и река Каппети;41 однако некоторые включают в нее пределы западной Джикети до моря: с севера [Абхазию] граничат Кавказские горы, с юга — Черное море. Простирается она в длину от Анакопии до реки Каппети, то есть До моря; в ширину от моря до гребня Кавказа. К западу от Анакопии течет река Агацо42, которая вытекает с Кавказа и с севера впадает в море. Западнее этой реки Агацо течет река Зупу;43 она берет начало с Кавказских гор, течет на юг и с севера впадает в море. Зупу вроде маленького города44, дворец и место пребывания Шарвашидзе, который владычествует над абхазами и не зависит ни от кого. Западнее того Зупу течет река Муца45, берущая начало с Кавказских гор и с севера впадает в море. К западу от реки Муца на берегу моря в Бичвинта (Пицунда -сост.) стоит большая, величественная и весьма превосходная купольная церковь. Ее построил и богато украсил кесарь Юстиниан.46 Первоначально [она] была епископской. Во времена абхазских царей стала католикосской47, а ныне является престолом Абхазского католикоса, но теперь осталась при единственном священнике, ‘ибо абхазы не подчиняются церковным законам и вере [христовой]48…
Западнее этой Бичвинты течет река Каппети, большая и быстротечная, она вытекает с Рачинских 49 гор, с Кавказа, протекает через Сванети, Аланию и ниже нее между двумя ответвлениями Кавказа, и здесь с севера, впадает в [Черное] море…
А люди [в Абхазии] похожи на мегрелов50, но более проворные, статные, стройные, воры, разбойники, плавают по морю на лодках, на которые садятся по сто, двести и триста [человек], нападают на османов, лазов и чанов и больше всего на Одиши51 и Гурию. В сражении они робкие, быстро отступают, но на море сильны и могущественны. По вероисповеданию являются христианами; хотя ничего в вере не разумеют и причисляются к идолопоклонникам52, ибо своих покойников не хоронят, а кладут в гроб вместе с украшениями, утварью и доспехами, одеждой и устанавливают на дерево; если тот мертвец просвистит с помощью дьявола, тогда считают его усопшим53. Запрещается у них прелюбодеяние, блуд, так как согрешивших сжигают. Любят и почитают гостя, принимая его с большим почетом. Имеют свой собственный язык, но знатные люди владеют грузинским54…
Территорию за сей Абхазией к западу от реки Каппети (Бзыбь — сост.) со времен Багратионов55 и по настоящее время называют Джикети; но история Горгасала Джикетией называет [лишь] северную часть этой Джикети56 [расположенной] по ту сторону Кавказских гор до моря. Границы теперешней Джикети следующие: с востока — река Каппети, с запада — Черное море, с юга — тоже, море, с севера Кавказские [горы]… Раньше являлись христианами, ныне эта вера не известна им…
Видя создавшееся между ними положение57, Дадиани Георгий захватил и Цхумское эриставство и сам занял всю Одиши до Анакопии, а Шарвашидзе — Абхазию58, Гуриели — Гурию, сванский эристав — Сванетию, закрепили [их] и не подчинялись [грузинскому] царю как прежде…
Превратилась с того времени59 Имерети в одно царство и четыре княжества или сатавадо, ибо Дадиани получил Одиши, Гуриели — Гурию, Шарвашидзе — абхазов и джиков, Геловани -Сванети; а Баграт, таким образом, царствовал над ними…
Из-за этого60 собрались Картлийский католикос Малакия, Абхазский католикос Евдемон и все имеретино — одишские епископы. А епископы те были следующие: Кутатели Свимон, Генатели Антон, Чкондидели, Бедиели, Моквели, Драндели Филипе, Цагарели Козман, Хонели Закариа, Никорцминдели Иоаким, Цаишели Квирике. Они поставили в отношении злодеев надлежащую кару, написали и предали проклятию занимающихся этим делом (лиц)…
Царь Теймураз из Сканда явился к нему61 и Вахтанг занял Сканду; подошел к Кутатиси, взял Кутатиси, вывел [оттуда] царя Баграта62. Тогда явились [к нему] все имерцы и [он], окруженный всеми картлийцами и имерцами, прибыл в Одиши. Вамик 1 Дадиани63 не смог противостоять им, и поэтому бежал в Сванети. Вахтанг же перебил неподчинившихся в Одиши, полонил их, взял крепости, осадил Чаквтскую крепость, взял и ее. Вывел [из нее] |жену и детей Вамика Дадиани, захватил сокровища его, прибыл в Зугдиди. А там присоединился (в 1661 году — сост.) к нему Шарвашидзе с абхазами и большими подарками… В течение
!того времени (70-е годы XVII в. — сост.) абхазы нападали на Одиши…
Однако в Одиши было горе большое, как описано нами [исходившее] в основном от абхазцев; ибо приходили [они] на |лодках и по суше, и полоняли [одишцев], овладели вплоть до Реки Эгриси (Галидзга — сост.) и заселились там сами же абхазцы, и в Дранде и Мокви более не было епископов.64