События в Украине напрямую отразились на Грузии, в частности на Абхазии: посредством двухдневной «бархатной революции» сменили сепаратистскую власть. Некоторые считают, что в свое время можно было миновать потерю Абхазии, но гражданская война и общественное противостояние поливало воду на мельницу сепаратистов и России… Тюрколог, историк Заза Цурцумиа в беседе с «Картули ситква» говорит, что Россия наказывает всех, кто предает интересы великой российской империи. Следовательно, она наказала грузин, и потерянная Абхазия и Самачабло висят над Грузией Дамокловым мечом…
— Заза, в августе в Абхазии должны состояться т.н. президентские выборы. Говорят, что единственным реальным кандидатом в т.н. президенты сепаратистской республики является Рауль Хаджимба. Между тем, Хаджимба в течение многих лет был неприемлем для абхазов. Что на этот раз изменилось?
— Перед президентскими выборами в 2004 году между сторонниками Багапша и Хаджимба произошло столкновение. Тогда Владимир Путин вызвал Хаджимба в Сочи и тем самым практически дал знать абхазам, дескать, это моя кандидатура, соизвольте, и примите его, но русские не учли природу абхазов.
— На что Вы намекаете?
— Абхазам не нравится диктат и принуждение.
— Возможно, но мы видели, как митингующие громили администрацию Александра Анкваба, то есть Анкваб уже не нравиться абхазам, и его обвиняют в недостаточной лояльности к России…
— Багапш и Анкваб были известными личностями еще со времен советов, а в последующем оба были против офицера безопасности Рауля Хаджимба, являющегося избранником Ардзынба, а Ардзынба со своей стороны был избранником Путина. До сих пор среди абхазов была эйфория независимости. Сейчас мы стоим перед печальной реальностью: сейчас, как никогда, Путину необходим исполнитель его воли в Абхазии. Вопрос в том, приняло ли население Хаджимба? Не проводились ни опросы, ни выборы, просто Путин прислал своего посыльного Суркова, который привез сухумским лидерам весточку, что Анкваба следует безболезненно убрать. Две-три тысячи человек решили судьбу Абхазии. Это был классический политический переворот.
— Сложилось такое впечатление, будто Александр Анкваб сам отстранился от ситуации, чтобы процессы не переросли в гражданское противостояние, и не пролилась кровь…
— По распространенной информации Анкваб находился на военной базе Гудауты. На самом деле ему никто не угрожал, просто его предало окружение. Бывшего полицейского и беспощадного борца с коррупцией не так-то легко было заставить пойти на уступку. Придя на базу, российские военные офицеры объяснили ему, что он не может остаться там, пока не согласится на отставку.
— Почему окружение предало Анкваба?
— Потому, что обстановка изменилась. Разве Анкваб не мог поддаться русским, но линия Багапша-Анкваба отличается от политических стремлений Ардзынба и Хаджимба, Анкваб как-то умудрялся сохранять отношения и с грузинами, и с русскими. Это был в меньшей мере фашистский режим, который защищал идею независимости Абхазии, и никогда бы не пошел на изгнание грузин из Гали.
— Связано ли изменение отношения Путина к правителю Абхазии с событиями Украины?
— Россия присвоила Крым, и продолжает интервенцию Украины. Украина наказана за то, что посмела взять курс на евроинтеграцию. А Грузия готовится к подписанию договора об Ассоциации. В этой сложнейшей ситуации Путин ускорил процессы, и в т.н. президентских выборах Абхазии выставил верного как пес, покорнейшего кандидата, Хаджимба выполнит все его поручения. Путину не нужен в Абхазии правителем человек, у которого есть способность лавировать, и может говорить и с грузинами, и с русскими, и с абхазами.
— И что все-таки планирует Кремль в Абхазии?
— Окончательной целью Кремля в Абхазии является проведение референдума и присоединение Абхазии к Краснодарскому краю, чего не сделал бы ни Багапш, ни Анкваб, а Хаджимба сделает. Между тем, присоединение к России не является желанием большинства абхазов, они действительно хотят независимости. Правящая команда думает, что еще долго будет гулять на т.н. бюджетные деньги, будут президенты, премьеры, какие-то марионетки в руках России, но о том, ценою чего, не думает. Анкваб превосходно понимал, ради чего давала Россия привилегии Абхазии. После изгнания грузин экономика Абхазии практически зависит от России, полученные в виде дотации десятки миллионов долларов идут в карманы абхазских чиновников. Бывший полицейский Александр Анкваб беспощадно боролся с коррупционными схемами, из-за чего на него несколько раз было осуществлено вооруженное покушение. Часть абхазов думало, что так же будут с Россией, как республики Чечня и Татарстан…
— У этих народов разная демографическая картина…
— Да, это абсолютно правильный акцент. Известно, насколько тяжелое с этой точки зрения положение абхазов. С целью изменить демографическую картину сначала Багапш, а затем Анкваб начали переселять изгнанных в XIX веке из страны мохаджиров из Турции, Сирии, и Иордании, которых поселили в покинутых домах коренных жителей, грузин, а также евреев, эстонцев, русских и греков.
— Этот проект оказался успешным?
— Это была последняя попытка Багапша и Анкваба, поскольку они не могли явно и открыто войти в конфронтацию с Россией. Вернувшимся на родину абхазам земли раздали в аренду, а тем, кто останется в Абхазии 15 лет, окончательно ее узаконят. Мохаджирам также дали т.н. гражданство Абхазии и они могут бесплатно учиться. Репатрианты в основном поселились в Гульрипшском и Очамчирском районах, но они не отказались от гражданства той страны, откуда приехали, поскольку не особо надеются на будущее. Уровень жизни в Абхазии настолько низкий по сравнению с Турцией, что туда едет жить либо крайне нуждающийся человек, либо авантюрист. Очень мало абхазов, которыми овладели зов родины и романтика.
— Турция получает неслыханную прибыль от туристического бизнеса. Природа Абхазии с этой точки зрения особая…
— Даст ли Россия право на это? Между тем, абхазские т.н. правители не раз озвучивали желание о независимом развитии экономики.
— Насколько впишутся в сегодняшний пейзаж Абхазии покинувшие страну два века назад мохаджиры?
— Поэтому и не удалась их репатриация так, как они хотели. Им трудно адаптироваться также и из-за религиозного отличия. Абхазы не мусульмане и не христиане, в Сухуми стоит одна полуразрушенная мечеть… Абхазский сами абхазы не понимают, они говорят на русском языке. Получается, что вернувшийся из Турции абхаз должен изучить русский язык для коммуникации со своими же собратьями. Турецкие абхазы понимают абхазский язык, они сохранили традиции, но ментально они турки. Та же картина и среди грузин Турции… Большинство абхазов приехало в Абхазию из прагматических соображений, турецкие абхазы открывают объекты питания, и обслуживают русских туристов.
— Рассматривается ли другая кандидатура в президенты Абхазии помимо Хаджимба?
— На одном из русскоязычных сайтов опубликовано интервью с Сергеем Шамбой, где он говорит, что из-за возраста не может участвовать в президентских выборах, так как ему уже больше 60 лет. Правда, возраст определен конституцией Абхазии, но главная причина в том, что русским политики в Абхазии не нужны. Предположительным кандидатом рассматривается также и председатель организации «Совет ветеранов грузинско-абхазской войны» Виталий Габния.
— А что это за организация?
— Абхазия и сегодня живет войной, для них грузин и сегодня является «пришлым вчера» врагом. У этой организации есть опыт войны и оружие. У них есть еще одна кандидатура в президенты, бизнесмен Вальмер Бутба, который считается единомышленником Хаджимба. Он был в оппозиции у Анкваба. Основной марафон состоится между Бутба и Хаджимба.
— Не думаете ли Вы, что за этими т.н. выборами последует референдум о присоединении Абхазии к России?
— На мой взгляд, на данном этапе не срочно присоединение к России, поскольку ни русские, ни абхазы не видят опасности со стороны Грузии. Для меленького и гордого народа важно, что его высокопоставленные чиновники, как и правители других стран, ездят на фешенебельных машинах, и пользуются другими благами. Абхазы не любят работать, продукты создают другие этнические группы, и они живут, паразитируя, господствуя над этими группами. В интересах России культивирование иждивенческой природы абхазского населения, при этом во всех учреждениях господствует русский язык. В условиях такого развития событий во главе Абхазии у России будет человек, который без колебаний выполнит приказ России. А какой это будет приказ, покажет время, однако очевидно и то, что это будет окончательный отрыв, и присоединение Абхазии к Краснодарскому краю, чем Россия ассимилирует абхазский народ.
— Как мне известно, американские эксперты провели исследование в Абхазии…
— Да, провели исследование, и вопрос был такой: Абхазия должна присоединиться к России, или продолжить жить независимо? По исследованию, более 80% населения Абхазии поддерживает независимость, а 15% присоединение к России.
— Когда это исследование проводилось?
— Два года назад.
— Оно несколько устарело…
— Возможно, но настроения народа не так быстро меняются, выражение волеизъявления народа происходит либо путем выборов, либо референдума, либо опроса. Победа Хаджимба в т.н. президентских выборах гарантирована, но это не означает, что он будет единоличным правителем…
— Что вам дает основание говорить об этом?
— Политическая культура абхазов, где сильны клановые интересы: иногда два влиятельных родовых семейства решают политическую реальность. Абхазией правят две этнические группы, абжуа, то есть очамчирские абхазы, и гудаутские апсуа. Большая часть очамчирских абхазов христиане, а гудаутские мусульмане. В Абхазии также живут народы другой национальности, от этих этнических групп тоже зависит смена настроений общественного мнения.
— Реально ли повторение крымского сценария в Абхазии?
— 90% населения Крыма были сторонниками присоединения к России, и от этой реальности некуда было деваться, однако настоящими историческими владельцами Крыма являются крымские татары. Между тем однозначно зафиксировать присоединение Абхазии к России невообразимо.
— Почему?
— Грузинское население Абхазии не проголосует за присоединение к России. В американском исследовании отношение к этому вопросу между этническими группами распределилось таким образом: армяне-за присоединение к России, абхазы – против, а грузины сделали выбор в пользу независимости. Мнение населения Гали отличается, оно предпочитает находиться в пределах Грузии, но удовлетворяется нынешним статус-кво — их пугает перспектива изгнания в случае присоединения к России. Между прочим, население Гали составляет 20% населения Абхазии.
— План изгнания грузин из Гали служит эскалации конфликта?
— Этот план является частью подготовки к ожидаемому референдуму. Чтобы не препятствовать России там оставят то количество населения, которое не отразится на результатах референдума, однако надеюсь, что дело до этого не дойдет.
— А что делать с проблемой абхазского сепаратизма?
— Проблема сепаратизма есть во многих странах мира. Например, в Испании к независимости призывает Каталония, а в Великобритании Шотландия. Это сердцевина Европы, Каталония и Шотландия могут добиться некоторой степени независимости, но в Абхазии другая ситуация, там картина изменилась в результате этнической чистки. Мы должны определить, имеет ли регион с правовой точки зрения право на независимость.
— И каковы международные правовые нормы?
— В конце советского периода грузины составляли 50% населения Абхазии, абхазов было 17%, остальные были представители разных народностей. Пока никто не отменял исторический принцип коренных жителей. Например, в нашем соседнем Иране, где персидское население не является большинством, никому в голову не приходит размахивать флагом сепаратизма. Вспомним пример России: в 1554 году Иван Грозный взял Казань, и уничтожил независимое татарское ханство, но казанским татарам не приходит в голову отделиться от России. Так по какому мотиву, на основании какого исторического права должны объявить этнические абхазы, которые составляют 40% нынешнего населения Абхазии, что имеют право на отделение? У них нет ни морального, ни правового права на это.
— Недавно из Турции в Абхазию приехала делегация высокопоставленных чиновников…
— Турецкая диаспора Абхазии была создана в XIX веке. После российско-турецкой войны часть абхазов и аджарцев насильственно переселили, и их количество составляет 120-150 тысячи, однако они эту цифру бесконечно раздувают и говорят, что их 500-700 000.
— А зачем им раздувать количество?
— Хотят создать авторитет внушительными цифрами, как в глазах власти Турции, так и России. Абхазы живут в Стамбуле и его окрестностях. Часть их ассимилировалась, они сохранили язык, традиции, созданы общества абхазской культуры. Именно с их помощью происходит связь с Абхазией, они рекомендуют, помогают желающим поехать в Абхазию, с другой стороны, влияют на турецкую политическую элиту, чтобы Турция признала независимость Абхазии, установила культурно-экономические, торговые отношения, активизировала морское и сухопутное сообщение между Стамбулом и Сухуми. Абхазская диаспора в Турции ведет такого рода лоббистскую деятельность, и она смогла столько, что две недели назад несколько членов парламента Турции поехали в Абхазию. В делегации находились люди абхазского происхождения. Представители делегации встретились с т.н. премьер-министром и членами правительства Абхазии, обсудили разные вопросы, наметили планы на будущее.
— Это ведь противоречит интересам Грузии, и вместе с тем, мягко говоря, бросает тень на отношения официального Тбилиси с Турцией?
— Это вызвало справедливый протест грузинского правительства, вызвали посла Турции. Между прочим, в Абхазии побывали представители туристического агентства Турции, а в минувшем году группа журналистов из 100 человек. Они посредством своих репортажей ознакомили Турцию с Абхазией. Все это происходит большими усилиями абхазской диаспоры. Самым большим сторонником и пособником этих проектов является генеральное консульство России в Турции, которое находится в тесной связи с турецкими абхазами. Русские систематически присутствуют на их мероприятиях, признают их независимость, и помогают, поскольку у них нет собственного представительства.
— Одним словом, Россия и в Турции проводит политику во вред нам. Вообще, российской дипломатии удается ловить змей чужими руками…
— Получается, что Россия в определенной мере вмешивается во внутренние дела Турции, но у Турции близкие отношения с Россией, и не обостряет обстановку.
— На фоне этого официальная Анкара не остерегается напрягать отношения с нами, не так ли?
— Я категорически исключаю, что турецкие власти поддерживают что-либо антигрузинское, но факт, что абхазская диаспора Турции ведет антигрузинскую деятельность, и это наводит тень на грузинско-турецкие отношения. Абхазы напрасно думают, что Россия продолжит массовое переселение абхазов из Сирии и Турции. Русские одновременно поймали двух зайцев: поездку в Турцию пятисот человек, привезенных из Сирии, им засчитали за гуманитарную акцию в отношении сирийцев, и наряду с этим они подмаслили абхазов.
— Часто раздается вопрос: что предлагает абхазам грузинское государство?
— Женевский формат, правда, по сегодняшний день не дал результатов, но это трибуна, где правительство постоянно напоминает миру свою непоколебимую позицию в отношении Абхазии. Правительство Грузии готово к мирному политическому урегулированию, предлагает абхазам помощь, чтобы они не смешались с русским народом, и не исчезли. Ни одно государство не предложит другому народу широкую автономию на своей земле, а мы предлагаем, но это не значит, что во главе республики должен быть только абхаз, или только у абхазов есть право вернуться, а у грузин — нет! Грузия всегда заботилась об абхазах, их культуре, зато каждые десять лет абхазы выступали с лозунгом присоединения к Краснодарскому краю. Они изгнали грузин со своей земли, и думают провести референдум с требованием независимости, и это тогда, когда территория Абхазии оккупирована российскими войсками.
— Мир, как известно, непрогнозируемый: когда наступила проблема Крыма, Турция занимала позицию выжидания, но все прошло по-другому…
— Для Турции в данном случае противовесом были отношения с Россией. События Ирака подтвердили, что Турция поступила правильно, в Ираке исламистские сепаратисты, борющиеся с целью восстановления халифата, взяли в заложники представителей консульства Турции. Исламисты три года, как воюют с властью Сирии. Турция является светским государством, но сегодня опасность исламизма настолько сильна, что ее интересы совпадают с интересами России. В такой обстановке вопрос маленьких этносов становится сферой диалога и взаимного договора между супер государствами. Я благодарен нашему правительству, что оно правильно просчитало эти сложности. Грузинские власти в данной сложнейшей ситуации максимально осторожно проводят внешнюю политику.
Молодой премьер-министр Ираклий Гарибашвили проявил удивительный такт и дипломатические свойства в разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель, который касался вопроса России. Скоро премьер Грузии подпишет договор Ассоциации с Европой, и за это Россия не будет противостоять нам, и не придется отказываться от NATO. Это большое достижение для страны. Я категорически отрицательно оцениваю некоторые мнения, высказанные оппозицией, не следует требовать от правительства невозможного, мы уже проходили воинственную риторику, делать то же самое вредно. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку», то есть, то, что Россия не может сделать в Украине, сделает в Грузии. Поэтому у нас нет такой роскоши, чтобы быть непредусмотрительными в отношениях с Россией.