Джикеты претендуют на возрождение Джикетии и возвращение в Абхазию

В Тбилиси, после освобождения, находились представители черкесских общественных организаций. Недавно по Северному Кавказу прошла волна задержания черкесов, в основном тех, кто активно борется за признание геноцида черкесского народа, которое в несколько этапов провела российская империя в 19 веке.

Портал «Наша Абхазия» предлагает беседу с Русланом Кешем, координатором общественного движения «Черкесский союз», Асланом Бешто, членом «Черкесского союза» и Юрием Яхутлем, руководителем общественного движения «Право на Родину». Но помимо своего задержания, Руслан Кеш рассказал о желании, репатриации джикетов в Джикетию, на их историческую родину, что в реальности является довольно спорным.

Почему Вас задержали?

Руслан Кеш: — Все было очень неожиданно. В 6.40 утра вооруженные в масках люди, их было не меньше семи, вошли в мою квартиру с постановлением судьи об обыске. Где-то полтора часа продолжался обыск, они искали ваххабита Чернышева, который, якобы, скрывался у меня. Изъяли все телефоны, компьютер и вместе с техникой отвезли меня в Краснодарский межрегиональный отдел полиции. То же самое постановление действовало в отношении остальных задержанных. Маски-шоу проводились везде, туда же привезли всех остальных: Евгения Ташу, затем Ачемеза Кьюми, Юрия Яхутля, Миндзехова, Хуаде, Ачемеза Херми и других. Нас охраняли омоновцы, нам ничего не говорили до самого позднего вечера, затем допросили в качестве свидетелей по делу ваххабита Чернышева. Сейчас мы проходим как свидетели.

Вы приехали в Грузию, у вас есть право на выезд?

Да, мы не давали подписку о невыезде, нас не ограничили в этом. Надо сказать, что обвинение вообще абсурдное по той причине, что большинство из нас вообще не мусульмане, поэтому у нас не могут прятаться исламские радикалы. Понятно, что причина задержания надуманная и связь с Чернышевым был как предлог, но реально с какой целью нас задержали, нам неизвестно. Можем только догадываться, почти все задержанные черкесские активисты ездили в Грузию или связано с олимпиадой. Это наши предположения, мы не знаем никакого ваххабита Чернышева и не имеем отношения к исламистскому подполью.

Реально существует Чернышев?

Руслан Кеш: Мы не знаем, существует ли он в реальности, это нас никак не касается, но русский ваххабит это реальное понятие. Мы его никогда не видели, на данный момент, как нам сказали, он находится в розыске.

Аслан Бешто: По крайней мере, такого человека даже в официальном списке разыскиваемых экстремистов нет.

Человек с такой фамилией появился только сейчас, при вашем задержании?

Р.Кеш: Да.

Уже отпустили всех задержанных?

Р.Кеш: да.

Как вы перешли российско-грузинскую границу на Верхнем Ларсе, были какие-то проблемы?

Р.Кеш: с грузинской стороны не было никаких проблем. Российскую границу я прошел беспрепятственно, чего нельзя сказать о Юрие Яхутле. Он ехал на машине со своей супругой, которая находится в положении. Они подъехали к российскому пограничному посту к пяти часам вечера, прошли паспортный контроль, супруга прошла, но Юрия задержали на 3 часа, пока не закрылся пост, т.е. в 7 часов они закрываются, но его отпустили позже, в 8 часов вечера.

По какой причине Вас задержали?

Юрий Яхутль: Ничего не сказали, говорят, что якобы я числился в каком-то списке. Без объяснения причин завели в комнату, где пришлось ждать какое-то время, обычно 3 часа. Все это время они откладывали ставить штамп в мой паспорт. Обычно, после проверки возвращают паспорт и ты переходишь границу, но я не смог, так как в 19 часов вечера граница закрылась. Я вынужден был вернуться назад, где-то смог переночевать вместе с супругой. А на второй день, утром, пришлось пройти все процедуры заново.

Вас о чем-нибудь предупредили?

Юрий Яхутль: Нет, не было никаких предупреждений, хотя несколько раз проверяли машину, вещи, что искали, не знаю, да и сами они ничего не сказали. Так как все повторилось утром, после трехчасового задержания нас отпустили и до закрытия КПП мы успели пересечь российскую границу.

Впервые задержали активистов черкесских общественных организации или были случаи в прошлом?

Руслан Кеш: Где-то в 2010 году у нас были противостояния с региональной властью в Кабардино-Балкарии, там даже были организованные нападения на наши офисы и носили характер внутриреспубликанского самоуправства. Но задержания на межрегиональном уровне, впервые, конечно. Организации действуют, работают, их никто не закрывал, мы не получаем поддержку из-за рубежа, поэтому зарегистрироваться нам как иностранным агентством, нет необходимости. В принципе, у нас нет особых проблем в связи с этим.

Как власть относиться к черкесскому населению вообще на Северном Кавказе?

Юрий Яхутль: В России одна проблема – отсутствие настоящей демократии. Все происходит из-за этого, а какие национальные движения, организации будут подвергаться той или иной форме прессинга, это уже детали. Суть в том, что система недемократична

Вы сказали, что не мусульмане, какую веру вы исповедуете?

Аслан Бешто: По-русски правильно будет «родноверие», монотеистическая религия с верой в единого создателя, в бога Тхаа. Это черкесская религия, органично вписана в этнокультурный комплекс под названием «Хабза» и является неотъемлемой частью нашей религии. Очень древняя религия, прошла вместе с черкесами всю историю их становления как единой нации, единого народа и является неотъемлемой частью их культуры и тесно привязана к ареалу проживания черкесов. Все черкесы исповедовали эту религию. Приблизительно, лет 200 назад абсолютное большинство черкесов стали мусульманами, как 600 лет до этого они были христианами, но в этих промежутках постоянно возвращались к родной религии. Она постепенно вытеснялась под внешним воздействием и снова возвращалась, как только внешнее воздействие уходило. Так, наверное, происходит и сейчас.

Некоторые из вас получили гражданство Грузии…

Руслан Кеш: я и Юрий Яхутль. Аслан Бешто — пока нет, но надеется скоро получить, он тоже написал заявление.

Руслан у вас какие-то трения с апсуа-абхазами? Иной раз читаю социальные сети и у меня осталось такое впечатление. В чем причина?

Руслан Кеш: Наши абхазские соседи обладают невероятной способностью к мимикрии и в нужный момент действуют исходя из ситуации. Хотя черкесы не представляли и сегодня не представляют для них никакой опасности. Вы помните, какую роль черкесы сыграли в войне 1992-93 гг., когда они обратились к нам с просьбой, братья черкесы, помогите, спасите. Сказать, что со стороны черкесов исходит какая-то угроза для них, это было бы неправильно. Такой угрозы никогда не было. Однако, это не остановило абхазов от того, чтобы переписывать уже не грузинскую, а черкесскую историю. Они занимаются этим более 20 лет, т.е. если у них были проблемы выживания при грузинах, как они утверждают, то в случае черкесов вопрос так не стоит. Однако, мы видим устойчивое повторение той же самой модели поведения. Все эти фальсификации истории черкесов, которые начались с абхазской стороны, продолжаются.

Это касается многих вопросов, в том числе вопроса Джикетии, это историческая область Черкесии и с древних времен связана с Грузией. Это территории современной Абхазии от реки Бзыбь до реки Псоу. Джики это те же черкесы, на основании этого грузинским государством черкесы признаны соотечественниками, собственно, почему мы и получили грузинские паспорта. Мы все черкесы, я хотел бы привести слова Фредерика Монперье, который писал, что «грузины народ такой же древний, как сама история. Мы не знали других исторических названий для черкесов и населения Черкессии, и морского берега Черкессии, кроме как джики и джикеты. С другой стороны, как и сами черкесы не знают другого названия для себя, кроме адыги, как они себя и называют». Т.е. это закрывает все проблемы. Я бы не хотел углубляться в историю Джикетии и проблем абхазской фальсификации, но давление с абхазской стороны мы чувствовали. Мы естественно, намерены, этому противостоять, тем более, что черкесы немного проснулись и способны отстаивать свои интересы. Думаю, от установления правды выиграют все, в том числе и сами абхазы, которые последние много лет своей истории находятся в плену своих заблуждений, поэтому, проблемы, в которые они попадают, из-за этого.

Если подробнее, кто современные джики, сколько их осталось?

Джики это не отдельная группа, они говорили на абадзехском диалекте черкесского языка. У соседних убыхов был свой язык, но это не отдельный какой-то язык, что-то среднее между диалектом и отдельным языком, слова общечеркесские, но сильно измененные. Вопрос о том, какой язык у убыхов, он сложный, но в настоящее время даже это неактуально, еще проживая на Кавказе, они перешли на черкесский язык. Если брать миграцию черкесов в сторону убыхов, то этот вопрос снимается вообще. Т.е. представлять так, что убыхи поехали в Турцию и там потеряли свой язык и из этого делать трагедию, это тоже не совсем исторически точно, потому что они не отделяли себя от черкесов и говорили на черкесском языке. Убыхи не были каким-то промежуточным звеном между абхазами и черкесами, как это абхазы пытаются показать. Это была часть Черкесии. За убыхами сразу не абхазы шли, а опять адыги, в частности джигеты, которые говорили на абадзехском диалекте, а вот за ними, за рекой Бзыбь уже начинается Абхазия. По историческим данным их было где-то около 18-20 тысяч, но во время переселения в 19 веке, сохранить свои этно-политические особенности не удалось. Они были выселены вместе со всеми черкесами, сейчас все смешано, но есть и те, конечно, которые попав в абхазские села, говорят на абхазском языке. Большинство, естественно, говорит на черкесском, но от остальных себя не отличают.

Именно по этой проблеме один апсуа в полемике с вами, ответил, что земля занята. Забудьте! Вы разговаривали с абхазами на тему вашего возвращения в перспективе, в те места и как вам представляется, восстановить ваше право проживания в Абхазии?

Абхазов не было за Бзыбью и раньше, это была граница, которая разделяет Абхазию от Черкесии. После выселения черкесов в этих местах абхазов не было, там появились грузины и армяне. Уже после войны в Абхазии, в 1992-93 гг., когда они изгнали грузин, там остались в большинстве те же армяне. Там абхазы и сегодня в меньшинстве. Ответ абхазов по поводу нашего права вернуться на исторические земли джиков, был такой: обращайтесь к вашим грузинским друзья, мы сказали, хорошо, спасибо, и мы обратились к Грузии. Грузия дала черкесам гражданство, за что большое спасибо. Эти вопросы мы будем решать не с абхазами, а с тем государством, в состав которого юридически входит Джикетия, как это признает большинство стран в мире.

Но реальность иная и очень сложная

Руслан Кеш: Да, разумеется. Как только мы стали поднимать этот вопрос, родственность между нами сразу закончилась, и когда мы спрашивали у них, почему вы не даете гражданство нам, черкесам, они отвечали, обратитесь к своим новым друзья грузинам.

Была информация по поводу того, что де-факто абхазская власть приняла сирийских черкесов. Сколько семей поселили в Абхазии?

Руслан Кеш: В Сирии абхазов, как таковых, нет, а если и есть, то все они говорят на черкесском языке, знающих абхазский можно пересчитать по пальцам. Хотя абхазы говорят, что приняли сирийских черкесов, но на самом деле они отобрали только тех, которые имеют абхазские фамилии, а другим отказали. Нам известны случаи, когда жены были черкешенки, поэтому, мужьям отказали. На просьбу черкесов к абхазам, принять беженцев из Сирии временно, чтобы они затем переехали в Кабарду, последовал отказ. Нам известно, что вице-президент Абхазии в частной беседе заявил — Абхазия страна абхазов и абазин и это факт, с которым все должны считаться. А то, что черкесам — добровольцам давали гражданство во время войны, то это только исключение, подтверждающее правило.

Поделиться :