Признавать или не признавать Абхазию? Вот в чем вопрос для Вануату

ООН — вот быстрая популярная викторина: признает ли Вануату Абхазию?

Постойте, что?

Вы знаете, Вануату, это – малонаселенное островное государство в Тихом океане. Оно признает отколовшуюся область Грузии Абхазию независимым государством?

Не знаете? Ну, не волнуйтесь. Очевидно, Вануату тоже не знает. Министр иностранных дел страны говорит «да», мы признаем. Глава их подразделения Организации Объединенных Наций говорит «нет», не признаем. А их посол ООН говорит, что не может сказать наверняка.

Как бы это абсурдно не звучало, это может оказаться геополитической борьбой между Россией и Западом.

4 года назад, 26 августа 2008 года, Россия стала первой страной, признавшей независимыми Абхазию и другую промосковскую сепаратистскую территорию Южную Осетию. Действие, последовавшее после недлительной войны между Грузией и Россией вначале того же месяца.

Соединенные Штаты и Европейский союз раскритиковали этот шаг и ответили, вновь подтверждая свою приверженность «территориальной целостности Грузии».

С тех пор лоббирование, уговоры и умасливание с обеих сторон только усилились.

«Соединенные Штаты не отступают от своей позиции, что Абхазия и Южная Осетия должны быть частью Грузии», говорит Линкольн Митчелл, преподаватель международной политики в Колумбийском университете и автор книги «Неуверенная Демократия: американская внешняя политика и Революция Роз Грузии». «И Россия не отступает от своего мнения, что эти страны независимы».

«Взаимное непонимание»

Вануату ввязалось в этот водоворот событий в мае 2011 года, когда министр иностранных дел страны, Альфред Карлот, объявил, что его страна предоставило свое признание Абхазии, но не Южной Осетии.

До этого, Вануату не признавало, или не было уверенно, что признавало. Вскоре после объявления Карлота, посол Вануату в ООН, Дональд Калпокас, сказал, что страна, фактически, не признавала Абхазию.

Карлот ответил на это, отправив видео на YouTube 9 июня 2011 года, в котором он настоял, что признание, действительно было, говоря, что данный конфуз стал результатом «отсутствия взаимопонимания между нашим Министерством иностранных дел и нашим представительством ООН в Нью-Йорке».

Но путаница, как и недопонимание — кажется, сохранились.

В разговоре с RFE/RL в мае 2012года, Калпокас признал, что просто не знал, как обстоит дело.

«Ну, у нас здесь нет конкретной позиции о том, — признавать ли или не признавать Абхазию – она есть где-то, о чем нам неизвестно», сказал он.

Калпокас отключил телефон, когда ему задали вопрос — почему данный вопрос оказался настолько спорным.

Но в интервью с RFE/RL в июле, Джонни Джордж Коанапо, глава подразделения Организации Объединенных Наций Министерства иностранных дел Вануату, сказал, что страна определенным образом не признала Абхазию.

«Я думаю, многих людей смутил тот факт, что правительство, глава правительства, выразили намерение поддержать диалог с Абхазией», сказал Коанапо. «И эта позиция отличается от официальной позиции, одобренной Советом министров, установить дипломатические отношения с Абхазией. Этого не произошло».

Коанапо добавил, что прежде чем делать свои комментарии, он консультировался с Карлотом, министром иностранных дел, который первоначально объявил о признании.

Хаотичная политика.

Итак, это ставит все на свои места. Вот только кто-то забыл сказать об этом Абхазии.

Де-факто заместитель министра иностранных дел Абхазии, Иракли Хинтба, сказал RFE/RL, что правительство Абхазии имеет документ, подписанный премьер-министром Вануату об установлении дипломатических отношений, и, что Абхазия не получала никаких знаков об отмене действия этого документа.

Так что же здесь происходит?

Какая-то часть путаницы может быть объяснима хаотичной политикой Вануату. Страна поменяла трех премьер-министров за первые шесть месяцев 2012 года.

Энни Вонг, написавшая Доклад Freedom House’s 2011 года о Вануату, сказала, что политика островного государства «грязна» и пронизана личными распрями, которые препятствуют сплоченной политике, и часто парализуют ее.

«Это – личная неприязнь», сказала Вонг RFFE/RL в электронном письме. «И то, что одна сторона будет считать правильным, другая всегда будет опровергать».

Карлот и Калпокас, бывший премьер-министр, происходят из конкурирующих политических партий. Карлот учился в элитной дипломатической академии России, Московском государственном институте Международных отношений, что может объяснить его позицию в отношении Абхазии.

Кроме того, в истории Вануату есть тот факт, что они пытались сбыть дипломатическое признание за самую высокую цену.

В 2004 году государство временно прервало дипломатические отношения с Китаем и признало Тайвань, по сообщениям, после того, как им предложили 30$ миллионов. Месяц спустя Вануату переключилось обратно, разрывая отношения с Тайбэем и восстанавливая их с Пекином после того, как премьер-министр, который организовал соглашение с Тайванем, был вынужден уйти в отставку.

«Дипломатия чековой книжки»

Посол Грузии в ООН, Александр Ломая, говорит, что Россия прибегает к «дипломатии чековой книжки», чтобы получить признание для Абхазии и Южной Осетии.

Москве, действительно, удалось соблазнить горстку стран — Никарагуа, Венесуэлу и Тихоокеанские Острова Науру и Тувалу — признать обе территории, в некоторых случаях с помощью больших программ помощи.

Вскоре после того, как Венесуэла признала области, она получила инвестиции на $2 миллиарда, нацеленные на повышение военных продаж из России, как сообщалось в печати. Науру и Никарагуа также получили многомиллионные программы помощи вскоре после признания. Числа варьируют, но российская ежедневная газета «Коммерсант» сообщила, что Москва дала Науру $50 миллионов.

Но, несмотря на попытки России добиться признания с помощью денег или других искушений, есть также сильные средства устрашения.

Вашингтон и Брюссель использовали свою значительную дипломатическую силу против признания. И к Западным державам присоединился в их усилиях Китай, который отказывается поощрить признание любых сепаратистских областей, чтобы это не стало прецедентом для Тайваня.

Юрис Гулбис, фактический посол Абхазии на Тихом океане и Карибах, сказал, что были «постоянные вмешательства» со стороны Соединенных Штатов в усилиях получить дипломатическое признание со стороны стран в регионе.

«Есть большое давление на Вануату, Тувалу и Науру, чтоб они не признавали Абхазию» сказал Гулбис, добавляя, что Вашингтон «отказывает в помощи» странам по этой проблеме.

Поддержка «целостности» Грузии.

Чиновник Государственного Департамента США, говорящий при условии его анонимности, сказал, что Вашингтон не отказал в помощи никакой стране по признанию сепаратистских территорий, но разъяснил их позицию по проблеме.

«Мы решительно поддерживаем суверенитет Грузии и территориальную целостность в пределах ее международных признанных границ, и мы поделились нашими взглядами со всем миром, включая страны в Тихоокеанском островном регионе, и во многих случаях и на высших уровнях», сказал чиновник.

Аналогично, Кристофер Мэтьюс, представитель миссии Европейского союза в ООН, сказал RFE/RL, что Брюссель регулярно «напоминает своим партнерам и собеседникам», что ЕС поддерживает территориальную целостность Грузии.

Таким образом, как объясняет Митчелл из Колумбийского университета, Россия была неспособна убедить даже близких союзников, таких как Белоруссия, признавать сепаратистские грузинские территории.

«Почему бы вы хотели выйти и выбрать борьбу с ЕС, Китаем и США?» спросил Митчелл. «Одно дело сказать, что вы хотите выбрать борьбу с США – тогда вы получите Никарагуа. Но прибавить туда же Китай – в этом случае влиятельная группа стран заявит: «Знаете что? В итоге мы не даем признание, и мы не хотим вас».

Однако, абхазский посол Гулбис настроен оптимистично. Он говорит, что Абхазия ожидает еще несколько признаний со стороны Тихого океана и Карибского моря.

Одно не ясно, будет ли одно из них исходить от Вануату, меняющего свое мнение снова и снова.

Поделиться :