В последние полтора месяца в оккупированной Россией Абхазии, в частности, Гальском районе, заметно усилились нарушения прав местного грузинского населения. Жители этой местности хоть и стараются не разглашать подобные факты, чтобы в последующем не подвергнуть свою жизнь опасности, но отдельные случаи все же становятся предметом огласки. О причинах подобных эксцессов беседует председатель фракции А/Р Абхазия «Новая Абхазия – справедливость» Рудик Цатава.
— В Абхазии российскому произволу абсолютно не нужны какие-либо причины. Русские сейчас контролируют весь ингурский периметр. Если раньше на границах стояли и абхазские вооруженные боевики, теперь их полностью заменили русские военные. Контролируют они и денежные доходы на КПП, вместо прежних 50 рублей у людей, легально переходящих через Ингури, сейчас отбирают 150 (в грузинском эквиваленте около 9 лари), кроме того еще и обыскивают бесчеловечным и унижающим образом. Разумеется, такой произвол не приемлем для абхазов, но они и не в силах даже выразить недовольство. После признания т.н. независимости, они утратили и то малое, что раньше имели. В частных беседах не скрывают недовольство, но как я уже отметил, не осмеливаются высказать вслух.
— Как Вы оцениваете факт недавней задержки и избиения в с. Тагилони подростка Мамуки Пипия?
— Избить мальчика из-за того, что у него в портфеле нашли карту Грузии и герб – это фашизм! А как иначе можно оценить это?
— Хотя на следующий день мать Пипия опровергла факт избиения…
— Не удивительно. Наверняка пригрозили ей, поэтому и опровергла.
— Сухумские власти заявили, что не владеют никакой информацией о факте избиения подростка.
— И не могут! Как можно владеть какой-либо информацией о происходящей на территории, неконтролируемой местными властями? Уверяю Вас, абхазы ничего не решают в Абхазии. Более того, порой абхаз местному грузину помогает, но тайком, чтобы русские не узнали. Абхазы идут к нам лечиться и мы охотно им помогаем. Также решаем другие проблемы. Но они умоляют нас, во избежание каких-либо осложнений, не разглашать их имена. Они оплакивают свое нынешнее положение и завидуют грузинским беженцам из Абхазии. Что за независимость такая?
— Грузия намерена попросить Парламентскую ассамблею Совета Европы дать надлежащую оценку факту избиения грузинского подростка российскими военными и задействовать международную миссию в Абхазии.
— Такие вопросы неоднократно выдвигала Грузия. В Абхазии нарушения прав человека, подтвержденные фактами, не новость для Евросоюза, но для реагирования нужно согласие России, что, разумеется, не устраивает Кремль, так как будут зафиксированы все факты нарушения. А это может послужить веским основанием для вывода российских военных из оккупированной Абхазии, так как они не справляются со сложившейся ситуацией. Россия же усиливает свою мощь путем расширения военных баз в Гальском районе. На сегодня там уже 4 базы. По сравнению с прошлогодними показателями число военнослужащих на этих базах почти удвоилось, вместо 1200 стало 2200, хотя никакого повода для этого не существует, так как там нет правонарушений. Кроме этого, в центре Гали строится 9-этажный дом с 60-сантиметровыми бетонными стенами и 3,5-меторовой оградой. Дом рассчитан для 120 офицеров и их семьи. Представьте, сколько подчиненных будет у них? Как минимум 5000 и в добавку военная техника. Зачем такому маленькому району столь большой гарнизон, подземные туннели, наблюдательные пункты, чтобы «остановить» разгул преступности, которого там нет? Если так, то почему не строят подобные гарнизоны в Очамчире, в Гагре? На самом деле правда одна: — русские там строят границу НАТО- Россия.
— Но Россия, когда время пришло, полностью вывела свои войска из Европы…
— Совершенно верно. Из Грузии тоже выведут, но не так скоро, наверное. В ближайшие 2-3 года не думаю, что это случится. Плохо, что время против нас работает в том числе и в грузино-абхазских отношениях. Мы все больше отдаляемся друг от друга, да и переговоры не ведутся ни в каком формате. Раньше мы с абхазами даже словесно решали те или иные проблемы, они все же люди слова, а сейчас все под русским контролем.
— А куда подевались эти люди слова, как вы говорите?
— Они в подавленном состоянии, и даже при желании сближения с грузинской стороной их не только словесно пожурят, но и….Русские постоянно напоминают абхазам, что если бы ни они, сегодня в Абхазии не было бы их нового поколения, их грузины истребили бы. Они уверяют абхазов, что хотят помочь им в сохранении независимости и как только они реально состоятся как государство, конечно, покинут Абхазию – вот эта и есть, якобы, российская «дружественная и миротворческая миссия».
— И они верят в это?
— Нет, не верят, но думают, что у них другого выхода нет. Их беда как раз в этом, они не должны думать так.
— Если, как Вы сказали, время работает против нас в грузино-абхазских отношениях, не получится ли так, что мы вернемся гостями в отчужденную Абхазию?
— Нет, такого не будет. Когда настанет этот день, непременно состоится обоюдное соглашение, в котором будут расписаны все условия нашей совместной жизни и восстановятся прежние отношения. И не только прежние, ведь мы предлагаем им еще больше привилегии при более широкой автономии. Я уверен, что грузины и абхазы без третьих лиц намного лучше договорятся и без русских оккупантов управятся с восстановлением там нашей совместной жизни.
— А есть ли такой прецедент в мире, когда какая-либо страна отозвала добровольно отозвала свое признание независимости той или иной республики?
— Я такого прецедента не знаю, но мне известен случай Гонконга, когда Великобритания, чей колонией и был Гоконг, вернула (передала) его Китаю через 99 лет и 364 дня. Сегодня у Гонконга более высокого уровня автономия, чем у других регионов Китая. Россия также должна отступить с захваченной территории, но придется это сделать намного раньше британцев, да и мировое сообщество вожделенно стремится к этому.