«Реставрация» грузинских исторических памятников в зоне конфликта Абхазии погубила уникальные фрески в Бедийском и Илорском храме святого Георгия.
Информация о разорении могилы грузинского царя в Бедийском храме распространилась еще в 2004-2005 годах, однако абхазская сторона категорически отрицала факт вандализма. Тем временем, об уничтожении фрески Баграта III рассказывал и тайно перешедший в 2005 году в Абхазию грузинский режиссер Тариел Сохадзе, которого сепаратисты задержали и «судили» с обвинением в «шпионаже». Несмотря на это абхазы в личных разговорах тоже называли этот факт ложью и принимали за оскорбление. Позднее, когда начались абхазо-русские реставрационные работы, в заключениях абхазских экспертов было записано следующее: «Во время работ обвалилась определенная часть фрески, на которой был изображен основатель храма». Читатель догадается, что это краткое пояснение вмещает многое… Разумеется, не изучен и не установлен уровень повреждения фресок.
Реставрационные работы в Бедийском храме вместе с абхазской группой проводит зарегистрированная во Владимире компания «Тектоник», которая также позаботилась и о переделке храма святого Георгия в Илори, в частности, изменен купол, отштукатурены и отбелены его стены.
«Реставрационные работы» начались по инициативе руководителя самопровозглашенной церкви Абхазии Виссариона Аплиа.
Виссарион Аплия, глава т.н. «Абхазской Церкви»:
В фасад Бедийского храма, в угол восточной стены во время грузино-абхазской войны попал снаряд и сейчас мы пытаемся укрепить ее.
За счет стирания грузинских надписей и фресковой живописи?
-Нет. Прошу со вниманием отнестись к этому вопросу, в храме проводятся не реставрационные, а консервационные работы. Грузинские фрески и надписи никто не трогал, так как это часть абхазской истории. Мы не варвары и освещение этого факта в таком свете не пойдет на пользу отношениям этих двух народов.
Грузинская делегация просит ЮНЕСКО оценить положение Илорского храма святого Георгия, однако представителей этой организации не допускают в Абхазию. По какой причине?
Мы не против того, чтобы ЮНЕСКО вошла в Абхазию, только здесь следует учитывать один фактор, как, и по какой форме войдут на нашу территорию ее представители, и еще одно: важно, кто будет работать вместе с ними. Должны быть согласованы позиции сторон, чего пока мы не достигли. В последнее время я часто говорю, что между грузинами и абхазами должен начаться диалог. Полагаю, что грузинам и абхазам не должно быть трудно, найти пути друг к другу. Никак не могу поверить, что два брата не могут поговорить. Надо постоянно искать этот путь, а не постоянно обвинять друг друга в чем-то. Мы постоянно слышим клевету, обвинения, никто не говорит о любви и о том, как мы должны жить в будущем….
На ваш взгляд, как лица духовенства, как мы должны жить?
Абхазия и Грузия два брата, которые защищали друг друга, и так должно продолжаться и в будущем… Царства Абхазии и Грузии, и их руководители всегда объединялись перед лицом общего, большого врага. А сегодня мы как враги, а между тем, в Грузии есть много добросовестных людей, которые знают правду.
Идея объединения страны пошла от Баграта III, в рамках тогдашней Грузии находилась и Абхазия… Каково ваше отношение к этой исторической действительности?
Несколько минуты назад я говорил об истине и любви, поэтому обойдем наводящие вопросы. Мой ответ таков: следует привыкнуть к тому, что у грузин и абхазов разная историческая действительность и к таким вопросам следует подходить весьма осторожно. Между тем, Баграт III по материнской линии был абхазского происхождения, и включение Абхазии в рамки Грузии скорее носило человеческую, родственную нагрузку, чем политико-государственную.
Недавно в интервью с одним из грузинских изданий Вы отметили, что грузинские духовные лица должны побывать в Абхазии с целью паломничества. Однако недавно приехавшего в Абхазию с той же целью грузинского иеромонаха Иону задержали.
Это достойный сожаления факт, однако, по моему мнению, иеромонах Иона прибыл в Абхазию не с целью паломничества, а для того, чтобы вывезти информацию: иеромонаха задержали тогда, когда он пытался сфотографировать Илорскую церковь. В доказательство моего благорасположения к грузинским духовным лицам могу привести пример владыки Серафима Джоджуа, который часто гостит в Абхазии и у него не создаются проблемы во время паломничества в здешних храмах. Между прочим, грузинский иеромонах и раньше бывал в Гали, однако знаю, что проблемы у него не создавались.
Откуда Вы знаете?
Абхазия маленькая страна и здесь ничего не скроешь.
Распространилась информация, что о нахождении грузинского иеромонаха в Абхазии местная т.н. милиция узнала от Вас…
Мне жаль, что такая версия вообще появилась… А так, у Ионы (в миру Мамука Маисурадзе) до 2009 года была довольно сомнительная жизнь, но это не мое дело. Просто он раньше был в правительстве автономной республики Абхазия, а потом занялся бизнесом в России. В Сочи его задержали русские спецслужбы и обвинили в шпионаже в пользу Грузии. В конечном итоге он потерял бизнес в России, а позднее постригся в монахи.
Что для Вас значит то, что Вы рукоположены в священники патриархией Грузии?
Я приветствую все хорошие факты…
Георгий Гагошидзе, представитель Национального агентства охраны культурного наследия:
В особом внимании нуждается Илорская церковь святого Георгия XI века. В Абхазии в наиболее плохом положении эта церковь, поскольку в результате т.н. реабилитационных работ совершенно нарушена аутентичность памятника.
В российском бюро ICOM отмечено, что Илорский монастырь действительно отбелен и существующий купол не аутентичный, и он должен быть удален. Аналогичное положение и в Драндской церкви, в частности, на древнейший купель поставили новый железнобетонный, который повредил изначальный памятник. Представительство данной организации отмечает, что положение дел с этим купелем следует исправить. Тяжелая обстановка и в новоафонской церкви Симона Кананита, где идут раскопки без археологов, а это недопустимо.