«В Гали побывали и Анкваб, и Шамба. Более того, Шамба даже пошел на беспрецедентный шаг и обратился к грузинам на грузинском языке, чем весьма польстил жителям Гали. В отличие от Шамба у Анкваба есть шансы использовать административные ресурсы. Он принялся за беспрецедентную и срочную паспортизацию данного региона. Известно, что этот процесс в руках Анкваба. И сейчас, когда мы с вами говорим, в Гали огромные очереди за абхазскими паспортами, поскольку местные жители опасаются, что после завершения выборов выдача абхазских паспортов опять осложнится или вообще прекратится. Анкваб надеется, что чем больше выдаст паспортов, тем больше грузин отдадут ему голоса»,- заявляет конфликтолог Паата Закареишвили в интервью газете «Квела сиахле» под названием «Если там темно и происходят ужасы, почему стараются грузины найти работу именно по ту сторону Ингури?»
«В победе Багапша решающими оказались как раз голоса жителей Гальского района. Однако сегодня, вероятно, будет не совсем так, поскольку в 2004 году право участвовать в выборах имели 20 тысячи грузин, а сегодня, как бы быстро ни выдавали паспорта, не думаю, что это число перевалит за 9 тысячи. Эта поспешная паспортизация нужна Анквабу и для того, чтобы его администрация сумела сфальсифицировать итоги выборов за счет населения Гальского района. То есть грузины могут и не прийти на выборы в таком количестве, но там оформят, что пришли и проголосовали за Анкваба все девять тысячи «- отмечает в беседе с корреспондентом издания Паата Закареишвили.
«Все три кандидата, в том числе Хаджимба, у которого минимальные шансы победить в выборах, четко заявляют, что хотят хороших отношений с Россией. Кто бы ни стал президентом из этих троих, принцип отношений с Россией марионеточной власти Абхазии не изменится. Однако явно, что для Кремля более приемлемым будет победа Шамбы а не Анкваб. Это весьма хорошо проявилось тогда, когда с помощью Китовани попытались утопить Анкваба, а это был крайне примитивный ход. Смешно, если у русских для влияния на политические процессы в Абхазии иного ресурса, кроме как Китовани, нет. Все догадались, что Китовани играл кремлевскую игру. Соответственно, этот примитивный ход свидетельствовал, что Россия предпочитает пустить на дно Анкваба. Эта выходка значительно ослабила позиции Шамба в большей части абхазской общественности. Если бы не эта авария, популярность Анкваба (?) была значительно выше. А теперь шансы относительно сравнялись. Известно, что у человека возникает сочувствие к пострадавшему «- продолжил Закареишвили.
«И все же полагаю, что будет необходимо назначить второй тур. Это в значительной мере будет зависеть и от того, сколько голосов наберет Хаджимба. Если он получит даже 10-15% голосов, растут шансы на второй тур, в котором по моему предположению, победит Анкваб… Среди Абхазов растет националистическое настроение, причем, на фоне антироссийского и антиамериканского настроений. Происходит примерно то же самое, что и в Грузии. Там уже стали говорить, что не хотят ни России, ни Америки. Грузию тоже рассматривают, как американскую силу. Поэтому полагают, что должны голосовать за того кандидата, кто придерживается более проабхазской позиции, и этот кандидат Анкваб. Шамба занимает нишу более прозападного, продемократического политика»- поясняет Паата Закареишвили.
«Между тем, в Абхазии протекает чрезвычайно любопытный политический процесс. Впервые происходит, что кандидаты противостоят друг другу не по очамчирской или гудаутской группировкам, а по стилю управления, то есть противостоят более демократ Шамба и относительно авторитарный Анкваб… Тем временем, было весьма важное заявление Анкваба, что он считает возможным безусловные переговоры с грузинами, что власти Грузии оставили без внимания. А если посмотреть предвыборные видеоролики Шамба, удивитесь: в кадре он все время виден с Гога Хаиндрава, а это чрезвычайно любопытно. То есть Шамба считает, что в переговорах с грузинами вместе с Георгием Хаиндрава достиг определенных успехов и напоминает об этом абхазам. Несмотря на это, в ходе предвыборной кампании о Грузии говорят крайне мало»- заявляет респондент.
«Позиции Шамба подкрепляет и армянское население, поскольку они очень боятся абхазских националистов. Соответственно, их пугает относительно проабхазский Анкваб. Шамба тоже не ярый пророссийский политик, однако, надеются, что он более демократ и не станет притеснять их. Тем временем, фактор Хаджимба весьма бьет по позициям Шамбы, так как большинство армян будет голосовать как раз за Хаджимба. Я полагал, что Хаджимба догадываясь, что он аутсайдер, снимет свою кандидатуру и передаст свои голоса Шамбе, но этого не произошло. Хаджимба топит Шамба, однако думаю, что и у этого есть свое объяснение. Подозреваю, что есть определенная договоренность между ним и Анквабом, который в случае победы предложит Хаджимба какую-нибудь значительную должность»- полагает эксперт.
«Для нас не имеет существенного значения кто победит, так как в прогрузинских настроениях не замечен никто из них. Нам следовало непременно использовать Багапша, поскольку более уравновешенного, гибкого и дипломатичного политика в Абхазии не было. Тем временем, мы порвали отношения с Багапшем и закрыли ему перед носом двери. Так что, от нас многое зависит. Будь то Шамба или Анкваб, говорить можно с обоими. Ни один из них не является ярым антигрузином. Оба в свое время жили в Тбилиси. Более того, Анкваб в течение ряда лет был заместителем министра внутренних дел, а Шамба учился здесь, к тому же он женат на грузинке. Если грузинские власти захотят говорить с ними, то с обоими можно будет найти общий язык» – добавил Паата Закареишвили и на вопрос,- «А почему не должны захотеть?»- отвечает:
«Это стиль управления нашей власти. Для них главное, выставить перед мировым сообществом проблему грузино-российских отношений. Их не устраивает сводить конфликт на грузино-абхазский уровень, а это мне представляется большой ошибкой. Только бы представить Россию как соперника и совершенно погасили и замяли грузино-абхазские и грузино-осетинские отношения. Точно знаю, что Саакашвили не будет стараться восстановить эти отношения, не станет унижаться для переговоров с какими-то абхазами и осетинами. В 2004 году, как только он пришел к власти, тут же прервал контакты с абхазами. Я лично был включен в те процессы и отлично видел, как он отвернулся от диалога с абхазами. А все это в 2006 году увенчалось тем, что когда Шамба приехал в Тбилиси и привез тот известный документ для обсуждения с грузинскими властями, в ответ Саакашвили и Окруашвили отправились на базу Сенаки. Это явно означало, что их не интересуют какие-то Шамба и абхазы. Позиция Саакашвили изначально была такой, будто вообще не существует абхазской и осетинской стороны, и что главной стороной и соперницей была Россия. Так мы дошли до войны 2008 года. Сомневаюсь, чтобы человек, проводящий подобную политику, на сегодня изменил позицию».