Экономически и количественно усиленная армянская диаспора в современной Абхазии активно старается провести как можно больше своих представителей в парламент, она также активно участвует в выборах и старается улучшить свое политическое и экономическое положение. Подобная выигрышная ситуация обусловлена еще одним немаловажным фактором – неблагополучной демографической ситуацией абхазов. Высокий демографический показатель армянского населения, серьезные экономические рычаги, которыми они завладели, устойчивое экономическое и политическое положение – все эти факторы вызывают вопрос: до каких пор будут терпеть абхазы существующую ситуацию?
Делать прогнозы не так легко. Хотя факт, что в сегодняшней Абхазии последние годы оба этноса чувствуют себя гордыми победителями – абхазы одержали победу над грузинами, армяне над азербайджанцами в Карабахе и грузинами в Абхазии. Это важное психо-социальное положение, которое, предположительно, подпитывается несколькими компонентами, среди которых должен быть и исторический фактор.
Вклад армянской диаспоры в падение Сухуми
В 80-х годах прошлого века в Абхазской автономной республике были задействованы два крупных армянских объединений: «Крунк» и «Маштоц». «Крунк» функционировал в Сухуми, «Маштоц» — в Гаграх. Целью обеих объединений была культурно-благотворительная деятельность, хотя между ними была и разница. Представители этих организаций были депутатами Верховных Советов как Абхазской автономной республики, так и Армянской республики.
С начала боевых действий эти культурно-благотворительные организации сразу же поменяли профиль и превратились в военные организации. Из членов гагринского армянского единства «Маштоц» сформировался известный своей жестокостью батальон Баграмяна, которым командовал Галуст Трапизонян. Группировка действовала на западном направлении Абхазии. Восточное направление было сформировано на основе очамчирской организации «Крунк», командование которым из-за личной мести взял на себя Альберт Тополян – во время двустороннего артобстрела в собственном доме погибла его мать.
По имеющимся данным, от армянских подразделений в конфликте принимали участие 1500 человек, из них 242 погибли, хотя большой вклад во время штурма Сухуми обеспечил армянам сильные позиции в современной Абхазии. После конфликта, под прикрытием культурно-благотворительной работы, «Крунк» и «Маштоц» еще долго продолжали идеологически-пропагандистскую деятельность в Абхазии.
Демографический фактор
Из списков переписи населения видно, что в течении 100 лет количество живущих в Абхазии выросла в 5 раз, в том числе грузин до 89 лет – 21 раз, абхазов – 2 раза, русских – 74 (с 1,2 тысяч до 75 тыс.), армян – 76 (с 1000 до 76 тыс.). Как было отмечено, армяне, живущие в Краснодарском крае, активно переселялись в Абхазию.
Итоги переписи населения 2011 года показали, что количество армян в де-факто Абхазии составляет 40 000, что спровоцировало большие страсти в армянских кругах. Они считают, что цифры искусственно занижены, тогда как количество абхазов увеличено на 16 000 человек. Возможно, такой факт реально имел место, тем более если учесть, что у армянской диаспоры, исходя из количественного роста армянского населения, постепенно укреплялась амбиция, увеличить квоту представителей армян в законотворческой и исполнительной власти де-факто республики. Это очень болезненный вопрос для абхазов. Они считают, что сами «достигли» независимости, обрели столь желанное «признание» и на этом фоне потерять имя титульной нации просто непредставимо!
Несмотря на это, армянские эксперты стараются доказать свою «правду», приводят факты, в том числе из официальной статистики, где очевидно просматривается, что рождаемость среди армянского населения намного превышает рождаемость среди этнических абхазов. Армяне также обвиняют абхазскую власть в том, что они увеличили количество абхазов за счет той категории, которые только прописаны в Абхазии, но реально живут в России.
Армянские общины и их деятельность в Абхазии
В Абхазии окончание президентских выборов совпало с неожиданной отставкой руководителя армянской общины в Сухуми — Сурена Керселяна, которого избрали председателем общины в прошлом году, заменил Хачик Минасян. Хотя кадровые изменения не очень значительны, интересен новый юридический статус организации – с общины его переделали в союз. Не исключено, что последний, с благотворительных и культурно-просветительных мероприятий переключится на политическую активность.
По инициативе данной общины ремонтируются и строятся армянские школы по всей Абхазии. Как видно, одним из компонентов для сохранения армянской идентичности община рассматривает СМИ, например, газета «Амшен», которая выходит при финансировании армянской общины и распространяется не только в Абхазии. Вероятно, абхазов, оказавшихся в тяжелой ситуации в силу оккупационной политики Москвы, нервирует армянская газета с абхазским названием «Амшен», что означает море, местные же армяне именуют себя «амшенами», или «хемшенами».
По одной из версий, история амшенов, тех же хемшенов, которые представляют армянскую субэтническую группу, начинается с 8 века, когда группа армян под предводительством Хамама Аматуни с Араратской горы переселилась на черноморское побережье Лазистана. Позже были определены границы т.н. «малой Армении». Спустя много веков, армянская субэтническая группа черноморского побережья Турции, Грузии и России объединяется под названием хемшены. Именно наследниками жителей этого географического ареала считают современные армяне себя и стараются обеспечить максимально тесные связи между собой.
Тема их полноценной интеграции в единое армянское общество не раз была в центре внимания СМИ, Армянская республика заинтересована в объединении под единую армянскую национальную идею. В этом вопросе существует тесный союз между Ереваном и Сухуми. Например, в армянские школы Абхазии Армения периодически высылает 1000-15000 экземпляров газеты «Голос Амшена», постоянно существует координация по вопросу открытия армянских школ в Абхазии. Явно вырисовывается активная идеологическая деятельность, которую проводят армянские общины в Абхазии, доказательством чему служат открытия армянских церквей и школ, пропаганда культуры и языка, также постоянный союз с Арменией.
Экономически и количественно усиленная армянская диаспора активно старается провести в парламент как можно больше своих представителей, она также поддерживает ту кандидатуру, которая обеспечит ее политическую и экономическую стабильность. Увеличение армянской диаспоры, ее экономическое и культурное развитие вызвало раздражение абхазского общества. Возникает вопрос: насколько ожидаема необратимость процессов и существует ли опасность этнического противостояния между абхазами и амшенами, которые считают себя одновременно армянами и жителями черноморского побережья?