Как известно, несмотря на сделанные в «оппозиционном мае» минувшего года заявления, к назначенным на декабрь 2009 года «президентским выборам» оппозиция сепаратистской власти не смогла выявить единую кандидатуру и выступить против власти Багапша единым фронтом.
А между тем, тогда оппозиция обвиняла власть Багапша почти что «в предательстве родины», и, помимо неправильной внутренней политики, была недовольна и внешней политикой. Они, безусловно, приветствовали «установление долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества с единственным союзником Абхазии, Россией», однако не были согласны с решениями Багапша, которые «ставят под вопрос существование Абхазии, как независимого государства».
Несмотря на такие фундаментальные труды, и желание оппозиции объединится по этим и другим вопросам, в прошлом году оппозиция проиграла Багапшу «президентские выборы» и взяла каникулы на зиму. В последнее время вновь стали заметны движения в «неправительственном лагере». Основными оппозиционными лидерами считаются бывший «вице-президент и бывший министр безопасности» Рауль Хаджимба, бизнесмен и руководитель партии » Экономического развития Абхазии» Беслан Бутба, и генеральный директор «Морского пароходства Абхазии», имеющий большое влияние и финансы в Абхазии, Заур Ардзынба. Наименьшей остротой характеризуется позиция Бутба.
Полученные на «президентских выборах» 8 % голосов и гарантия стабильности своего бизнеса на данном этапе не дают ему возможность большей активности. Возможно, поэтому он первый поздравил с победой на выборах Сергея Багапша, и выразил желание встречи и проведения диалога в последующем с «новым старым президентом». И Заур Ардзинба не отличается особо громкой критикой существующего режима. Высказанные в прошлом году несколько резких фраз ему могут обойтись ценой должности, так как власти Багапша уже активно ищут ему замену.
Самым смелым оказался Рауль Хаджимба. Он опротестовал итоги » выборов», выявил использование административных ресурсов «правящей партией», и забраковал работу «сухумской ЦИК», однако, все-таки не пошел до конца, и не сознался в собственных грехах. В частности, он опроверг активность Кремля и сделанную на него ставку на «президентских выборах» 2004 года: » Российские власти никогда не производи влияния на результаты выборов. Если бы Москва позволила себе этого, тогда грош цена была бы признанию нашей независимости»,- отметил он. А между тем, тогда для проигравшего в «выборах» Хаджимба Москва специально основала новую «должность» вице-президента.
О существовании такого рода вмешательства России сегодня вскользь говорит второй оппозиционный лидер, Заур Ардзинба, главный финансист избирательной компании Хаджимба в «выборах» 2004 года. По его словам, по совету России, согласно договору от 6 декабря 2004 года, должны были быть разграничены «полномочия президента и вице-президента». На этот раз, видимо, Москва забыла Хаджимба, так как существующий режим полностью содействует распространению интересов Кремля в регионе. Поэтому Москва не намеревается искать, или опираться на другие силы и личности.
Именно на таком фоне проявил противостояние багапшевской власти Рауль Хаджимба. «Власть и народ живут в абсолютно разных измерениях. Причиной этого является отсутствие конструктивного диалога между властью и оппозицией, игнорирование чиновниками интересов страны и множество других вопросов»- заявил он и потребовал от Багапша большего уважения оппозиции; В частности, он предложил абхазскому «парламенту» принять закон «Об оппозиции»: «Согласно закону, из государственного бюджета должны быть выделены средства для финансирования оппозиции. Вместе с тем, в центральной избирательной комиссии, наряду с властью, должна иметь своего члена и оппозиция, что в будущем результаты выборов поставит вне сомнения».
Оказалось, что для Хаджимба неприемлема и политика отношений Сухуми с Тбилиси: «Оппозиция должна сформировать собственный взгляд в отношении процесса переговоров с Грузией. Политика власти ошибочная. В создавшейся ситуации нельзя обвинять только одну сторону. Нельзя обвинять только Саакашвили, какой бы не была безответственной его политика в отношении Абхазии. Ошибочно мнение, что существующие между двумя государствами конфликт и проблемы сами по себе урегулируются после ухода этой личности с политической арены». В конкретном плане решения проблемы Хаджимба, очевидно, определился не до конца, и повторяет русскую схему: «Грузия должна признать независимость Абхазии, и отказаться от использования силы».
Хаджимба советует сухумской власти давать право регистрировать недвижимость в Абхазии гражданам Российской Федерации с учетом грузинского фактора: «Нет гарантии того, что принявшие гражданство России грузинские беженцы из Абхазии не приобретут землю в Абхазии и вновь не обоснуются в Абхазии!»
После таких замечаний Рауль Хаджимба берет на себя роль объединителя оппозиции и призывает весь абхазский оппозиционный спектр к активности: «Необходимо получить строгое и объективное влияние на власть, и реализовать стратегические планы и тактические шаги на будущее. Формирование единой и сильной оппозиции приведет к изменению отношения власти и общества к ней».
Именно на политические амбиции бывшего «вице-премьера» указывает статья, опубликованная в одной из оппозиционных абхазских газет «Новый день» под названием «Что, или кто мешает объединению». Автор статьи обвиняет Багапша и его окружение в разрозненности абхазского народа: «Нынешние власти никогда не захотят объединить народ, поскольку в этом самая большая опасность для них. Тогда всему будет дано свое название. Поэтому власти пытаются сохранить существование, расколов оппозицию. Мы помним, как они пришли к власти первый раз, как обещали начать все с чистого листа, но произошло не так. Они избавились от людей, которые служили интересам своего народа, не приспособились с тем, чтобы работать в одной команде с такими личностями, которые выполняли директивы ЦК компартии Грузии в сложный для народа период, и устраивали собственную служебную и партийную карьеру. И во время войны придерживались довольно странной позиции». После изложения карьерной биографии Багапша в статье перечислены люди, надежда на которых «пока еще осталась у абхазского народа». В списке этих патриотов из трех человек, наряду со Станиславом Лакоба и Сократом Джинджолия фигурирует и Рауль Хаджимба.