Член функционирующего в Тбилиси Верховного Совета Абхазии Вахтанг Колбая считает, что в период правления Путина Россия стала силой, которую мировое сообщество уже не может игнорировать. Как политик заявил в интервью изданию, этим и обусловлены изменения в позиции Запада в отношении российской агрессии против Грузии.
«Ахали таоба»: — На днях прошел саммит Евросоюза и России, посвященный подготовке будущего двустороннего рамочного соглашения. На этой встрече представители Евросоюза заявили, что, с точки зрения возвращения оккупированных территорий, саммит для Грузии имеет положительное…
В. К.: — После августовских событий Россия для мира остается силой, с которой надо считаться. К тому же, ситуация серьезно обострилась. Когда американские корабли вошли в Черное море, Москва направила свои корабли в Карибское море, давая этим понять Америке, что если она активизируется на Кавказе, Россия может сделать то же самое в других регионах планеты. Одним словом, после августовских событий Россия окончательно сорвала с себя маску демократии, которую она недолго носила после правления Ельцина. Между прочим, нынешняя политическая элита России всячески пытается забыть тот период, поскольку считает, что Ельцин разорил Россию, превратив ее в третьеразрядную страну. Сегодня же она вновь принимает осанку имперской державы.
«Ахали таоба»: — Но в таком случае она станет опасной для мира. Следовательно, амбиции Кремля надо умерить…
В. К.: — Пока Россия не станет ломиться в двери других стран, Европа не будет утруждать себя, поскольку она руководствуется исключительно прагматическими соображениями. Мы не раз отмечали, что Москва хочет вернуть себе те функции, которые она выполняла в XIX-м веке, в период правления Александра Третьего, когда эту страну называли жандармом Европы. Именно тогда она захватила Кавказ и Среднюю Азию. Кстати, на прошедшей недавно в Праге международной конференции тоже было сказано, что Россия и сегодня хочет взять на себя роль жандарма.
«Ахали таоба»: — Но Европа решительно противится этому…
В. К.: — Согласен. Балтийские страны, Чехия, Польша резко реагируют на экспансионистскую политику Москвы, поскольку они не раз испытали на себе последствия такой политики. Но старая Европа забыла об этом, поэтому в отношении России она проводит прагматичную политику.
Я, конечно, далек от мысли обвинять в чем-либо Европу. Если бы в критические августовские дни Евросоюз возглавлял президент менее авторитетной страны, чем Франция, события в Грузии стали бы развиваться иначе. Но Саркози своим авторитетом, совместно с США сделал все, чтобы защитить нашу страну и ее власть. Хотя сегодня многие политики считают негативным тот факт, что Европа и Америка не стали ссориться с Москвой из-за Грузии, поскольку Россия может повлиять на протекающие в мире процессы (нераспространение ядерного оружия, сотрудничество в деле борьбы с международным терроризмом и др.). Исходя из этого, не следует думать, что весь мир должен оплакивать нынешнее положение Грузии. Мне непонятны претензии некоторых наших соотечественников к тому, что все в мире должны быть заняты только лечением болячек нашей страны.
«Ахали таоба»: — Это, видимо, потому, что Грузия имеет очень важную для всего мира геополитическую функцию?..
В. К. — Но мы уже видели, что дела обстоят не совсем так. Нынче в мировых процессах заметно активизировался Иран, расширились российско-турецкие и армяно-турецкие отношения. Это тогда, когда армяне и турки традиционно враждовали друг с другом. А теперь эти две страны нашли общий язык, поскольку увидели, что проходящие через Грузию нефтепровод и газопровод ненадежны, с точки зрения их безопасности.
«Ахали таоба»: — Вы хотите сказать, что Москва добилась своего, и Грузия потеряла свое геополитическое значение?
В. К.: — Вовсе нет. Грузия по-прежнему располагает серьезными геополитическими ресурсами, которые признает и Запад. Европа не говорит нам, что она не намерена их использовать. Она лишь оставляет за собой право восстанавливать отношения с Россией с тем, чтобы эти ресурсы лучше задействовать.
Исходя из этого, я разделяю мнение о том, что отказ от отношений с Россией может иметь негативные последствия, как для Европы, так и для Грузии. Результат достигается только динамикой, а замороженные отношения никому ничего не дадут.
Давайте будем откровенны. Разве существует такое государство, которое признало независимость другой страны, а затем отозвало это свое решение? Даже представить невозможно, что Америка и те 52 страны, которые признали независимость Косово, откажутся от его независимости. Следовательно, Москва тоже не откажется от своего решения в отношении Абхазии и Самачабло (Южной Осетии – ПП).
«Ахали таоба»: — Но Косово признали 52 страны, а Южную Осетию и Абхазию – только Россия и Никарагуа.
В. К.: — Нравится это нам или нет, Никарагуа тоже страна. Я хочу сказать, что без серьезных компромиссов с Россией Евросоюз не сможет решить нашу проблему.
Ведь факт, что за эти годы мы не смогли улучшить ситуацию в связи с абхазами и осетинами. В 1921-31 годах Абхазия через Грузию входила в состав Закавказской Федерации, но потом Сталин и Берия лишили абхазов независимости. На этой истории выросли целые поколения абхазов. А сегодня, когда Абхазия признана, как независимый субъект, мы хотим вернуть этот регион без переговоров с ними.
«Ахали таоба»: — Кремль уже начал притеснять абхазов. Говорят даже, что россияне хотят убрать Багапша, которого заменит представитель русского клана Колесников?
В. К.: — Недавно мне довелось присутствовать на одной конференции, где абхазы фактически признались, что у них отняли родину, а интеграция с Россией грозит им исчезновением. Абхазы чувствуют эту опасность. В то же время они говорят, что предпочитают утонуть в океане (Россия), чем в озере (Грузия), поскольку гарантии своей безопасности они видят в России, а не в Грузии.
Что касается Багапша, его, видимо, действительно уберут, но это не вызовет особого протеста среди абхазов, поскольку они считают, что Колесников с его связями в Кремле лучше будет обеспечивать их хлебом насущным, чем кто-либо другой. — © «Наша Абхазия», Грузия