В последнее время мы не раз слышали о том, что власти Грузии не имеют окончательно сформированной государственной политики в отношении Абхазии. К сожалению, все зависит от того, насколько Россия обострит или стабилизирует ситуацию в этом регионе нашей страны. Со своей стороны, грузинские власти надеются на помощь Запада, НАТО. Лидер движения «Возвращение» Малхаз Патарая считает, что надо задействовать все ресурсы, чтобы остановить агрессию России. Как он заявил в интервью изданию, в первую очередь, необходимо поставить вопрос о выводе российских миротворческих сил из зон конфликтов.
«Ахали таоба»: — Как Вы думаете, наша власть имеет какой-либо конкретный план решения территориальных проблем?
М. П.: — Ориентация властей Грузии на НАТО, конечно, содержит определенный иммунитет от вмешательства России в наши внутренние дела. Однако альянс дает иммунитет в том случае, если страна является его членом, а наличие программы для вступления в эту организацию не дает такой гарантии. Вполне возможно, что в декабре этого года Грузии предоставят эту программу, но неизвестно, когда она трансформируется в членство. Отношение стран Европы, Прибалтики и США к этому вопросу, конечно, внушают надежду, но быть уверенным трудно, когда Россия себя ведет так вызывающе.
«Ахали таоба»: — Между тем, высокопоставленные чиновники НАТО постоянно напоминают о том, что альянс не вмешивается во внутренние конфликты. Он не поможет и в восстановлении территориальной целостности страны?
М. П.: — Статус члена НАТО представляет собой серьезный рычаг для того, чтобы избавиться от внешних, агрессивных факторов. Договор с НАТО подразумевает, что если кто-либо вступает в конфликт с одним членом альянса, ему должны противостоять все остальные субъекты этой организации. Но такие гарантии дает членство НАТО.
Нынешняя разнузданность России обусловлена неадекватной оценкой ее агрессивной политики со стороны Запада. Лояльность Германии и Франции при обсуждении вопроса предоставления Грузии «ПДЧ» позволила Москве предположить, что ее агрессивное поведение не получит однозначной оценки. Во-первых, если государство считает, что Россия является одной из сторон конфликта (это действительно так, поскольку в Абхазии никакого межэтнического конфликта нет), тогда против кого проводится полицейская операция, о которой в последнее время так часто говорят? Тут нет ни правовой, ни смысловой логики.
«Ахали таоба»: — Но ведь там есть группа сепаратистов, представляющая преступный режим в регионе, на который опирается Россия?
М. П.: — На самом деле это не группа сепаратистов, а целая властная структура, пятая колонна. Если такое решение будет принято, его реализация растянется во времени и потребует серьезных затрат. Полицейская операция требует серьезных усилий. К тому же, ее невозможно провести без нейтрализации фактора России. Власти Грузии располагают очень серьезными внутригосударственными и внешнеполитическими рычагами. Необходимо задействовать эти ресурсы.
«Ахали таоба»: — Какие ресурсы Вы имеете в виду?
М. П.: — Надо очень интенсивно использовать международный трибунал, обратиться в международный суд, чтобы развенчать агрессивные действия России. То, что у нас есть союзники, имеющие интересы на Востоке, создает весьма выгодную внешнеполитическую обстановку. Никак нельзя считать случайным хорошее отношение к Грузии со стороны США, Англии и, особенно, стран Восточной Европы. Надо предпринять резкие и смелые шаги с тем, чтобы процессы приняли необратимый характер. Наша власть же делает шаг вперед, а затем отступает.
«Ахали таоба»: — Какими еще рычагами владеет грузинская сторона для решения этой проблемы?
М. П.: — Таким рычагом является постановка (причем, реальная, а не декларативная) вопроса о выводе российских миротворческих сил. Для этого нужно решение властей Грузии. Парламент уже принял такой документ. Теперь соответствующий шаг должен сделать президент страны. Я уверен, что чем безнаказаннее чувствует себя российская сторона, тем дальше пойдет она на пути поглощения Абхазии. В этой ситуации совершенно непонятно, почему власти Грузии не принимают этого решения. Мы ведь уже имеем бюджет, армию, экономические рычаги и т. д.
«Ахали таоба»: — Но для вывода миротворческих сил необходимо доказать, что именно Россия является одной из сторон конфликта…
М. П.: — Да, нужна правовая аргументация, но миротворческую операцию можно прекратить и без этого. С повестки дня можно снять и вопрос замены миротворцев, и этого не следует опасаться. Кстати, до ввода российских сил, войск в этой зоне не было, но никаких военных действий там не велось. Грузия участвует в миротворческих операциях в трех регионах планеты, следовательно, ей доверяют. А почему ей нельзя доверить решение проблемы Абхазии без привлечения разъединяющих сил? Сама Россия два раза начинала войну в Чечне с жуткими последствиями. Это видел весь мир, но никто не ставил вопроса о проведении миротворческой операции. Так что, нахождение российских войск в Абхазии не имеет ни правовых, ни политических оснований.
«Ахали таоба»: — Вы полагаете, что с выводом российских миротворцев конфликт в Абхазии будет урегулирован?
М. П.: — Сам по себе вывод войск не приведет к такому результату, но после нейтрализации российского фактора непременно начнется процесс урегулирования. Добиться успеха возможно по мере ослабления влияния России в Абхазии, которое пока только усиливается.
«Ахали таоба»: — Вы сказали, что Россия никого не приглашает в Чечню для проведения там миротворческой операции, а мы к преступному сухумскому режиму направляем высокопоставленных европейских и американских дипломатов!
М. П.: — Дипломатические встречи приняты в международной практике. А таким режимам уже дана правовая оценка – соответствующими решениями европейского суда они признаны незаконными